Судебное заседание 18 февраля по делу экс-полицейского Игоря Ляховца и компании оказалось на редкость унылым. Хотя начиналось все бодро: интригу подкинула прокурор. Гособвинитель привела с собой двух экспертов ЭКЦ МВД по Москве. Одна дама занимается исследованием следов наркотических веществ. Вторая – изучает геном. Показания таких специалистов могли бы стать последним гвоздем в гроб подсудимых. По задумке прокурора, дамы должны были пролить свет на то, что означают наркотики на волосах человека и как долго следы запрещенных веществ вообще могут «жить» в шевелюре.
Напомним, на поверхности волос Ивана Голунова после его задержания по ложному обвинению в хранении наркотиков были обнаружены следы мефедрона и кокаина. Адвокат журналиста Сергей Бадамшин назвал это одним из эпизодов фальсификации результатов оперативно-розыскной деятельности и заявил, что запрещенные вещества Ивану на волосы нанесли полицейские. Впоследствии результаты этой экспертизы легли в уголовное дело против экс-силовиков.
Но чуда сегодня не случилось. Результат допроса экспертов оказался из разряда «капитан очевидность», что заметно разочаровало даже судью Сергея Груздева.
- Что может означать нахождение наркотика на внешней стороне волос? – прозвучал вопрос от прокурора первому эксперту, криминалисту из ЭКЦ МВД по Москве Татьяне Мельниковой.
- Это может означать, что наркотики извне попали на поверхность, - смущаясь, ответила эксперт.
Ответ на главный вопрос гособвинителя – значит ли, что человек сам наркотики не употребляет, если их следы найдены только на внешней стороне волоса? – криминалист, мягко говоря, завалила.
- Это может свидетельствовать как о том, что он не употребляет, так и о том, что употребляет, но из-за быстрого метаболизма все уже вымылось. Это не свидетельствует ни о чем, - нехотя процедила дама.
- Я просто пытаюсь понять, в чем смысл допроса, - недоумевает судья Груздев.
Эксперт оказалась не в курсе, как долго держатся на волосах следы наркотиков.
- Наркотики смываются водой, - поведала прописные истины криминалист. - Как долго они могут на внешней стороне волос держаться, не знаю. Я таких экспериментов не проводила.
В подробности парикмахерского дела судья Груздев решил не вдаваться. Чем именно предполагаемый потребитель наркотиков моет голову, насколько хорош его шампунь и как часто он принимает душ – это все к делу не относится, справедливо отметил судья.
От второго эксперта, специалиста-генетика из ЭКЦ МВД Полины Аксеновой толку оказалось немногим больше, чем от ее коллеги. Ее показания звучали, скорее, как лайфхаки по уничтожению улик. Например, Аксанова рассказала, что для удаления следов наркотиков с волос достаточно подержать голову под светом ультрафиолетовой лампы в течение 30 минут. Наркотики же на внешней стороне прически, которые были обнаружены у Голунова, «ни о чем не свидетельствуют».
- Ну вот такие у нас свидетели, - уныло отметил судья Груздев, когда второй эксперт удалилась из зала.