Для начала стоит разобраться в терминах. «Локализм», как дается этому понятию расшифровка в современных словарях, - это слово или выражение, употребление которого ограничено определенной территорией, местностью. По простому – это переход от глобальной системы к более частной, что мы и могли наблюдать во время самоизоляции. Все наши обычные бытовые процессы стали замкнуты внутри наших квартир либо, максимум, районов. Казалось бы, сейчас ограничения сняты и можно возвращаться на прежние рельсы, но, как говорят урбанисты, человек уже вряд ли откажется от тех плюсов, что нес локализм.
Первое, что коснулось больше половины горожан, - это переход на удаленную работу. Крупные компании поняли, что нет смысла оплачивать громадные офисы и опенспейсы, которые ежечасно потребляют мегаватты энергии. Достаточно раздать сотрудникам ноутбуки, обеспечить интернетом, который, к слову, обычно и так есть у каждого дома. Поэтому работодатели стараются избавиться от лишних наемных площадей, делая выбор в сторону уютных коворкингов, где можно и поработать вдалеке от домашней суеты, и провести, если это необходимо, совещание или встречу.
Второе – отказ от личного транспорта в пользу общественного, услуг такси и каршеринга. Современный горожанин не видит смысла содержать такую дорогую вещь, как автомобиль. Согласно исследованию «Автостат» 37% опрошенных москвичей выбирают каршеринг, чаще всего это люди 26-37 лет. Краткосрочной арендой они пользуются несколько раз в неделю.
Еще одна сфера, которая сильно изменилась в последнее время – это ресторанный бизнес.
По прогнозам российской Федерации рестораторов и Отельеров (ФРиО) по итогам января-февраля 2021 года рынок может лишиться еще 10% предпринимателей, занимающихся сейчас ресторанным бизнесом.
Первые снятия ограничений дали надежду предприятиям общепита, которые смогли остаться на плаву с помощью прошлых сбережений и еды «на вынос». Все эти факторы повлияли не только на отношение клиентов, но и самих рестораторов. Первые условно можно разделить на два лагеря: те, кто за месяцы пандемии привык заказывать еду на вынос и теперь устраивает ресторан прямо у себя дома, и те, кто соскучился по общению, и как только узнал, что заведения открыты, стал посещать их в два раза чаще, наверстывая упущенное. Что же касается рестораторов, они вводят бонусы и акции, приглашают в коллаборации отечественных производителей, которые также пострадали в кризис.
Рестораны все чаще выбирают местных надежных поставщиков продуктов и аутентичных напитков. Ярким примером здесь могут стать ресторанные холдинги Novikov Group и White Rabbit Family, которые сейчас дополняют свои винные карты, составленные из престижных международных напитков, нашими продуктами. Которые пользуются особым спросом и, оказывается, могут быть не хуже зарубежных. Например, появившийся в ресторанах коньяк из Коктебеля – это продукт старейшего российского производителя, выпускаемый с 60-х годов прошлого века. А само виноделие в этом регионе и вовсе насчитывает порядка полутора веков. Рестораторы таким образом, по видимости, пытаются удивить и порадовать и гурманов, и просто растущее сообщество сторонников локальных продуктов. Насколько успешна эта идея покажут отзывы посетителей. Поэтому не стоит боятся «локализма», этот тренд давно назрел, просто пандемия дала ему ускоренный ход.