"Выгоревшие" учителя, вернувшись с дистанционки, стали срываться на школьниках

«Завалили двойками»

Родители бьют тревогу. После возвращения в школу с дистанционки двойки посыпались на учеников как из рога изобилия. Многие дети жалуются, что учителя просто завалили их самостоятельными и контрольными работами. После удаленки многие дети испытывают трудности с учебой, из-за пробелов в знаниях по прошлым разделам школьники с трудом усваивают новый материал. Однако вместо того, чтобы решать проблему некоторые педагоги предпочитают свалить всю ответственность на родителей.

Специалисты считают, что причина такого поведения учителей кроется в том числе в усталости после дистанта и профессиональном выгорании.

«Завалили двойками»

- Почти сразу после выхода на очное обучение мой сын ухитрился сломать ногу, в результате не ходил в школу почти три недели, - рассказывает Дарья, мама четвероклассника. – После возвращения учительница забросала его двойками.

При этом педагог не делала даже попыток помочь ребенку, объяснить ему непонятый материал. Вместо этого она оставляла мне ежедневные послания в дневнике и тетрадках, со списком тем, которые я должна изучить с ребенком.

Проблема в том, что я не педагог, пока ребенок сидел дома, мы, конечно, сами проходили программу, но результат учителя не устроил. В конечном итоге сын получил две тройки в семестре, хотя до этого такого никогда не случалось. Да и другие родители, дети которых не пропускали школу, жалуются, что их оценки сильно ухудшились.

После дистанта учеба стала не получением знаний, а сплошным контролем. Детей постоянно проверяют, такое ощущение, что учительница стремилась поставить как можно больше оценок на случай, если всех опять уберут на дистант. При этом непонятый материал повторно не прорабатывался, в результате в голове у детей полная каша. Боюсь, что все это обернется необходимостью нанимать репетитора.

Многие родители говорят о том, что из-за резко изменившегося поведения учителей после дистанта их дети вообще хотят ходить в школу. Бесконечные контрольные и плохие оценки снижают мотивацию и интерес к учебе.

- После дистанта учителя стали меньше давать и больше требовать, - говорит Наталья, воспитывающая 6-классника. – По некоторым предметам контрольные значительно сложнее, чем тот материал, который они проходят на уроках. Складывается впечатление, что учителя решили, будто дети должны учиться самостоятельно или с помощью родителей и репетиторов.

Самые большие проблемы у моего сына начались с английским, с твердой четверки за два месяца он скатился на слабую тройку. И это при том, что мы уже несколько лет занимаемся дополнительно. Плохие оценки ребенок стал получать даже за словарные диктанты, где, казалось бы, надо просто выучить заранее набор слов.

Выяснилось, что учительница при диктовке стала давать детям дополнительные слова, которых не было в списке для заучивания. Естественно, именно в них все и делают ошибки. Вот только зачем это делается, мне совершенно не понятно.

У сына пропал интерес к языку, говорит, что учить бесполезно, все равно тройку поставят, не хочет вообще на уроки ходить. Попытки поговорить с педагогом ни к чему не привели, она считает, что дети просто сами ничего не хотят делать.

По мнению психологов, в период пандемии педагоги столкнулись с огромными нагрузками, это не могло не повлиять на их психологическое состояние. В действиях многих учителей сейчас заметны признаки профессионального выгорания, справиться с которым самостоятельно не так-то просто.

- В поведении учителей, о котором говорят родители, есть явные признаки профессионального выгорания, - объясняет психолог Юлия Фомина. - В том числе это проявляется в частичном отстранении от своих обязанностей, попытке переложить ответственность за свою работу на других. "Мое дело поставить оценку, а с проблемами ребенка пусть разбираются родители". 

При этом в состоянии выгорания учитель не будет адекватно реагировать на претензии взрослых, а лишь воспримет их в штыки. С профессиональным выгоранием сталкиваются не только педагоги старшего возраста, наоборот, у молодых учителей это случается даже чаще.

Причины этого состояния кроются в постоянном стрессе, повышенных нагрузках, повышенных требованиях начальства. Во время онлайн-обучения многие учителя работали чуть ли не круглосуточно. После выхода с удаленки педагоги столкнулись с очередными новыми требованиями, отчетами, диагностиками знаний учеников.

С одной стороны, на них давит администрация школы, а с другой – родители, которые переживают из-за снижения успеваемости детей. Все это окончательно загоняет учителя в угол, ведет к депрессии и потере интереса к работе. Реальные масштабы этой проблемы после дистанта даже сложно представить. Но, по некоторым данным, с профессиональным выгоранием могли столкнуться до трети педагогов. 

Администрациям школ следует улучшать атмосферу в коллективе, снизить давление на педагогов, привлекать к работе психологов. Если этим не заниматься сейчас, в ближайшем будущем нехватка педагогических кадров будет стремительно расти.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28484 от 24 февраля 2021

Заголовок в газете: Педагогов накрыло выгорание