"Дзержинский был не просто поляком"

Антикоммунизм и христианство несовместимы с этническим подходом к оценке советской истории

Несомненно, позитивная оценка митрополитом Иларионом в его передаче «Церковь и мир» роли Михаила Горбачева в истории возрождения РПЦ и вообще в русской истории ХХ века является важным событием. Спасибо Горбачеву за все то, что он сделал для РПЦ, для других традиционных религий России, освободив их от государственного атеизма, сказал митрополит Иларион. И самое главное: митрополит рискнул сказать вслух правду о созданном большевиками СССР.

Антикоммунизм и христианство несовместимы с этническим подходом к оценке советской истории

Он сказал, что все те, «кто обвиняет Горбачева в развале СССР, не хотят знать, что это был колосс на глиняных ногах», что советская система отняла у русского человека сердцевину его мировоззрения, отняла Бога и на его место поставила «идолов». Рано или поздно, сказал Иларион, СССР все равно бы развалился, «ибо в его основе лежала безбожная идеология и все менее и менее жизнеспособная экономика». И поэтому, с точки зрения главы РПЦ, митрополита Кирилла, сама идея референдума о том, кому снова ставить памятник на Лубянке — Феликсу Дзержинскому или Александру Невскому, — была провокацией.

Я обращаю внимание на все, что сказал об исторической роли перестройки Горбачева и о причинах распада СССР как «колосса на глиняных ногах» митрополит Иларион, не только потому, что это близко лично мне. Но и потому, что это находится в полном противоречии с теми аргументами, которые выдвигал тот же митрополит Иларион в своем интервью всего несколько дней назад, призывая москвичей не голосовать на референдуме за Дзержинского. В этом интервью меня поразило, что митрополит считает главной причиной, из-за которой не надо возвращать памятник Дзержинскому, не организованный им «красный террор», а прежде всего его польское происхождение, его национальность. Мы не имеем права голосовать за Дзержинского, как польского шляхтича, говорил Иларион, в условиях, когда поляки сносят памятники советским воинам.

В соответствии с логикой митрополита, мы должны сегодня выселять из РФ всех ее граждан, поляков по крови, ибо их соотечественники надругались над памятниками советским воинам. Конечно, на мой взгляд, драма истории состоит в том, что памятники советским воинам, которые погибли при освобождении Польши от немецкой оккупации, — это не только память о тех, кто пожертвовал своей жизнью во имя победы над фашизмом, но и память о навязанной Сталиным полякам противоестественной для них советской системе. И точно так же, как поляки лишают себя чувства сострадания к тем, кто погиб, освобождая их от немецкой оккупации, так и мы сегодня, подчеркивая решающую роль советской армии в победе над фашизмом, забываем о том, что было после этой победы, забываем о мягкой оккупации этих стран Советским Союзом, о навязывании им силой, часто через репрессии, ненавистной населению этих стран советской модели жизни. Конечно, Путин прав, когда говорит, что неприлично ставить знак равенства между оккупацией Польши гитлеровцами и жизнью в социалистической Польше. Поляки, при взгляде на ставшие им ненавистными памятники советским воинам, погибшим во время освобождения их страны от фашистской оккупации, замораживают свои якобы христианские, католические души. Но мы, в свою очередь, при оценке причин роста антироссийских настроений в последние годы, тоже прикидываемся святыми. Для нас, при оценке причин роста антироссийских настроений в странах Восточной Европы, вроде как и нет секретных протоколов к пакту Молотова–Риббентропа, нет драматической истории с вводом войск СССР в Польшу 17 сентября 1939 года, когда она еще сопротивлялась гитлеровской армии. Для нас нет Катыни, нет утраты странами Восточной Европы государственной самостоятельности после превращения их в «братские социалистические страны», нет череды расправ в этих странах в конце 1940-х — начале 1950-х годов с несогласными, и прежде всего с интеллигенцией.

И я думаю, что внешняя политика СССР была подчинена не столько сохранению нашей российской государственности, сколько идее экспорта революции, идее переноса нашей противоестественной социалистической системы в другие страны, на все человечество. Религиозный человек должен понимать, что смысл существования СССР заключался в том, чтобы наш антихристианский мир вытеснил Бога из жизни всего человечества. Но если мы хотим знать правду о себе, о своей истории, то нам нужно с большим вниманием отнестись к причинам взрыва антироссийских настроений, особенно в последние 6–7 лет. Кстати, философ Иван Ильин, которого уважают наши нынешние патриоты, еще в конце 1940-х годов предупреждал, что сталинская политика присоединения стран Восточной Европы через социализм на самом деле создает «кольцо врагов вокруг России».

Я понимаю: напоминая о том, что Дзержинский был не просто поляком, а польским дворянином, митрополит Иларион подыгрывал нынешним прокоммунистическим настроениям, всем тем, кто мечтает вернуться во времена СССР. Напоминая о том, что Дзержинский был прежде всего поляком, а уж потом революционером, Иларион подыгрывал нынешним антизападным настроениям, ведь для нынешнего «глубинного русского народа» Польша представляет собой прежде всего враждебный нам Запад. Страх перед правдой о губительных для русской нации последствиях внешней политики СССР, практике экспорта коммунистической революции в другие страны, дополняется сегодня страхом перед правдой о негативных последствиях внешней политики современной России. Обратите внимание, до «русской весны» 2014 года не было в Польше нынешнего антироссийского психоза. Еще 10 лет назад Президент России Владимир Путин и президент Польши Дональд Туск вместе стояли на коленях перед памятником жертвам Катыни. Еще 10 лет назад Путин говорил, что «Катынь является преступлением тоталитарного режима». А исправление «исторических ошибок Хрущева», победы «бывших шахтеров и трактористов Донбасса» спровоцировали у тех же поляков взрыв глубинных антироссийских настроений, спровоцировали во многом, естественно, иррациональный страх оказаться жертвами нового раздела Польши.

Попытка Илариона вызвать у москвичей отвращение к Феликсу Дзержинскому прежде всего из-за его польскости вызвала у меня протест не только потому, что во мне тоже течет польская кровь. Проблема в другом: нельзя связывать жестко добро и зло в нашей истории с одним из этносов многонациональной России. Митрополит забыл, что Феликс Дзержинский был прежде всего подданным Российской империи. Таким людям, как я, которые несут в себе кровь многих наций России, вообще противоестественна какая-либо этничность. Не следует забывать, что никто иной, как Антон Иванович Деникин, который родился в Варшаве от матери-польки, как раз и организовал вооруженное сопротивление большевизму, который представлял Феликс Дзержинский, бывший прежде всего марксистом, революционером, фанатиком. Я хотел бы напомнить митрополиту Илариону, что на самом деле поляки как нация оказали куда большее сопротивление ненавистной ему коммунистической идее, чем русские. Именно поляки, которых было трудно соблазнить идеей «грабь награбленное!», своим варшавским чудом мая 1920 года разрушили планы Ленина и Троцкого перенести русскую пролетарскую революцию на немецкую землю. Поляки во главе с маршалом Пилсудским, которые разгромили армию Тухачевского, тем самым создали непроницаемый барьер между коммунистической Россией и Германией, в которой с каждым днем росла популярность партии Эрнеста Тельмана, партии III Интернационала.

Кстати, когда мы говорим о подлинных причинах распада СССР как «колосса на глиняных ногах», то надо помнить, что Сталину так и не удалось воплотить советскую систему на польской земле. Польский холоп воспротивился коллективизации, и Сталин отступил, приказав не трогать польского крестьянина. Не буду напоминать и о польском восстании 1956 года, и о польском восстании в Гданьске 1970 года. Самое важное, когда мы говорим о причинах смерти коммунизма, так это то, что перестройка была одновременно и реакцией на восстание многомиллионной польской «Солидарности» осенью 1980 года. Восстание «Солидарности» породило иллюзию, и прежде всего в Отделе социалистических стран ЦК КПСС, где я работал с 1986 года, что если мы предоставим правящим коммунистическим партиям Восточной Европы больше свободы в организации их внутренней и внешней политики, то поднимется авторитет этих партий в глазах населения этих стран. Но на самом деле рост свободы и независимости правящих коммунистических партий стран Восточной Европы и одновременно наш отказ от политики ограниченного суверенитета по отношению к этим странам привел к «бархатным революциям» 1989 года.

И вообще, на мой взгляд, отделение русскости от польскости может привести к тому, что мы вычеркнем из российской истории многих выдающихся деятелей, у которых по крайней мере матери были польки: и Николая Гоголя, и Николая Некрасова, и Николая Бердяева, и Владимира Ходасевича, и Константина Циолковского, и маршала Рокоссовского, и авиаинженера Сикорского... Сохраняя уважение ко всем народам России, в том числе и к полякам, мы сохраним свое духовное здоровье, сохраним свои души.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28499 от 18 марта 2021

Заголовок в газете: Виноват ли Дзержинский в том, что он поляк?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру