В законопроекте об оружии и медосвидетельствовании нашли изъян

Психиатров никто не спросил о жизнеспособности новшества

Реально ли воплотить в жизнь законопроект об ужесточении правил оборота оружия и медицинского освидетельствования, который накануне внесли в Госдуму? Некоторые эксперты считают, что многое еще не учтено.

Психиатров никто не спросил о жизнеспособности новшества

Было очевидно, что после трагических событий в Казани депутаты придумают новый закон. Они и придумали. Вернее, эту инициативу разрабатывали раньше, но ко двору она пришлась именно сейчас. Причём психиатров о том, насколько эти новшества жизнеспособны, вообще никто не спросил. А зря...

Напомним, что в данный момент росгвардейцы, выдавая разрешение на владение оружием, фактически не знают, кто его приобретёт. Психически больной или здоровый. Да, желающий купить «огнестрел» обязан предоставить документы, подтверждающие, что он не стоит официально на учете в психоневрологическом диспансере (ПНД). Ключевое слово «официально», то есть на него в психдиспансере не заведена медицинская карта.

Но по большому счету все это - профанация, так как обязательный учёт душевнобольных в нашей стране давно не ведётся, и объявляться после выписки из психиатрической больницы в диспансере по месту жительства, тем более, заводить там карточку вовсе необязательно.

И даже если такой пациент попадёт в поле зрения психиатров, например, ещё находясь на стационарном лечении, заявит, что у него есть дома оружие и он хочет кого-то убить, врачи не имеют право сообщать об этом - есть Федеральный закон 323 «Об основах охраны здоровья граждан», а в нем 13-я статья - соблюдение врачебной тайны.

Психиатры в своих действиях жестко ограничены. Они как священники. Только последним за слив тайны исповеди отвечать карой небесной. Психиатрам же (если они выдадут врачебную тайну) - перед земным судом. Так что проще сделать вид, что они ничего не знают.

А без помощи врачей вычислить психических больных в России невозможно. Либо надо как-то менять 323-й Федеральный закон.

Однако, депутаты, как оказалось, решили пойти другим путём. Они предлагают, во-первых, исключить самого гражданина из цепочки тех, кто передаёт документы в Росгвардию. Он обязан только пройти освидетельствование в ПНД. А относить документы о своём психическом здоровье в подразделение Росгвардии не должен.

Во-вторых, его медицинское заключение с электронной подписью врачей разместят в общем реестре документов, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.

В свою очередь, Росгвардия получит доступ к этому реестру. Не очень понятно, правда, в каком объёме будет осуществляться этот доступ: только ли справка из ПНД или вообще все медицинские диагнозы от рождения. И еще большой вопрос -   насколько все это изменит ситуацию в лучшую сторону.

Авторы законопроекта убеждены, что новая схема исключит возможность фальсификации справок. Но тот же «казанский стрелок» прошёл медицинское освидетельствование на законных основаниях, никакие документы он не подделывал. И что?

Если честно, зачем вообще подделывать эту справку, если ее и так, как мы уже написали выше, элементарно получить?

То есть по большому счету ничего не изменится. Да, добавят психологическое тестирование для тех, кто планирует приобрести оружие, но если даже врачи воочию не смогли или не захотели определить, что Ильяз Галявиев явно не в себе, то как это вычислят по тестам, и кто их будет проверять, психологи?

При этом психиатров к разработке этого закона почему-то не привлекли. Хотя многие из них имеют своё мнение на этот счёт. И оно очень простое: надо всего лишь увеличить число тех, кому они имеют право направлять информацию о лицах, имеющих доступ к оружию и лежавших в психиатрических больницах или находящихся на консультативном (добровольном) наблюдении.

То есть, если и расширить полномочия росгвардейцев, то не давать им доступ к общему медицинскому реестру, а дать законную возможность самим врачам предоставлять по запросу Росгвардии необходимый минимум информации.

Запросили про Иванова - ответили про Иванова. Угрожает охотник Петров, лечащийся от шизофрении, убить свою жену - заранее просигнализировали об этом.

Да, человек может сойти с ума в любой момент, в том числе и после того, как получил электронное медицинское освидетельствование и купил оружие. А каждый раз заново, внепланово перепроверять, кто сошёл с ума в процессе владения оружием, а кто нет, что тоже сейчас предлагается - никакой Росгвардии не хватит и никакой армии психиатров.

Что касается законов о персональных данных и врачебной тайне, то с одной стороны, над ними все трясутся и угрожают расправой за их разглашение, а с другой - по большому счету в России в этой сфере творится такой бардак... Иногда по всякой ерунде требуют заполнить документ и поставить свою подпись, что ты не против, чтобы кто-то узнал, что ты посещаешь, к примеру, библиотеку, а серьёзные проколы допускают.

Скажем, у нас есть регионы, в которых в открытом доступе работают сервисы, где бесплатно и открыто можно увидеть, в какой больнице лежал человек. Причём узнать не родственнику, а кому угодно.

Регион называть не буду (не Москва), надеюсь, они сами поймут, что это сделано, мягко говоря, вопреки 13-й статье 323-го ФЗ.

Эти сайты создали в пандемию, конечно, из благих побуждений: если кто-то тяжело заболел и не может сообщить об этом родным, или человек вообще пропал, и близкие не знают, где он, чтобы могли отыскать его самостоятельно.

Но тут тебе и терапия, и наркология, и психиатрия. Все медицинские сведения открыты для просмотра. Достаточно знать ФИО и дату рождения. Можно, кстати, предложить лайфхак Росгвардии.

Читайте также: Депутат предложил хранить оружие в полиции вместо дома, взбудоражив россиян

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру