Пенсионер отправился из Магадана в Донецк на грузовике: едет второй год

На родину, где не был 40 лет, он отправился вместе с семью собаками

«Столицу солнечной Колымы» Магадан и столицу непризнанной ДНР Донецк разделяют более 10 тысяч километров. Однако это огромное расстояние не смутило 70-летнего пенсионера, который после сорока лет жизни вдали от родины решил вернуться с Дальнего Востока в отеческие края. В качестве транспортного средства он выбрал старенький раздолбанный грузовик-фургон, а попутчиками взял семерых собак. Столь уникальное «ралли-марафон» продолжается уже второй год.

На родину, где не был 40 лет, он отправился вместе с семью собаками

В начале июня жители Новосибирска, проезжающие по трассе, ведущей в город с востока, заметили «допотопный рыдван», который застыл неподалеку от старого поста Госавтоинспекции. Было заметно, что изрядно потрепанный грузовичок ГАЗ-52 еще советских времен с кузовом-будкой встал на прикол явно по каким-то экстраординарным причинам. Тут самое время проявить водительскую солидарность и оказать помощь, если коллега в ней нуждается.

Как выяснилось, это именно такой случай. При более внимательном взгляде на грузовик, на борту его обнаружилась надпись, сделанная от руки: «Магадан – Донецк». А водителем и хозяином данного олдтаймера оказался пенсионер из Магадана Анатолий Мешков.  

«Пит-стоп» на площадке у неработающего поста ГАИ он сделал вынужденно: забарахлил двигатель, бензин на исходе, однако денег на ремонт и покупку новых запасов горючего у мужчины нет. Вдобавок продукты кончились, а ведь мужчине нужно не только самому питаться, но и подкармливать семерых псов, которых он везет в машине. Между тем лихая надпись, накарябанная им на борту фургона, отнюдь не шутка. Пенсионер, которому скоро исполнится 70, объяснил, что он на самом деле едет из колымских краев в родной ему Донецк, где не был более 40 лет.

Тут же нашлись отзывчивые люди, которые постарались помочь необычному авто-марафонцу. Обитатели расположенного неподалеку поселка Садовый собрали для дяди Толи и его хвостатых попутчиков продукты, деньги и даже помогли оборудовать временное жилище.

Весть о необычном «дальнобойщике» разлетелась по соцсетям. Благодаря этому про магаданца узнал один из корреспондентов новосибирского новостного агентства. Встретившись с Мешковым, он узнал необычную историю этого человека. Судя по публикации, размещенной на портале ngs.ru, на жизненном пути уроженца Донецка Анатолия Мешкова было немало крутых «серпантинов».

После службы в армии он какое-то время работал на транспортном предприятии родного города, - был слесарем, водителем автобуса. В «олимпийском» 1980 году решил податься в северные края на заработки. Там он продолжал «крутить баранку»: работал на автобусах и грузовиках в Нижневартовске, в якутском поселке Усть-Тара, в Магадане. Позднее по финансовым мотивам переквалифицировался на время в промысловики-рыболовы: трудился на плавбазах тралового флота.

Когда предприятие в середине лихих 1990-х закрылось, отправился Мешков «из грунта выколачивать рубли», - работал на Камчатке в геологической партии, потом устроился в одну из золотодобывающих артелей на Колыме… Поменяв в очередной раз место работы, стал трудиться водителем в совместном российско-канадском предприятии по добыче «желтого металла».

Увы, его «канадское» счастье длилось не долго. Уже в начале нынешнего века пришлось Анатолию устроиться в домостроительный комбинат, а когда там практически перестали выплачивать зарплату, переквалифицировался в уборщики на китайском вещевом рынке в Магадане.

Собственной семьей мужчина во время своих непростых странствий так и не обзавелся. «С первой любовью не сложилось, а я - однолюб», - объяснил он корреспонденту. На родине у Анатолия остались близкие люди – брат и две сестры. Впрочем, судя по его рассказам, связь с ними давно прервалась, так что скиталец даже не знает, уцелели ли его родные после того, как в 2014-м на Донбассе разгорелись военные действия.

С какого-то времени Мешков стал задумываться о завершении своей затянувшейся «дальневосточной командировки» и возвращении в Донецк, тем более, что уже и пенсионный возраст подошел. Дополнительный импульс в принятии окончательного решения дала информация о том, что заработала официально утвержденная программа по переселению пенсионеров с севера и Дальнего Востока России в другие, более комфортные для проживания регионы.

«Я подумал, а почему бы не воспользоваться этой программой? – приводится рассказ Мешкова на сайте НГС. - Пришел в магаданскую администрацию, и они даже какое-то время со мной занимались… Справки собирал им... Закончилось все тем, что мне сказали: «Вот уже конец года, а ты портишь нам всю картину, показатели». Говорят, мол, напиши отказное, а в новом году приходи снова. Я и согласился: какая разница, все равно же зима. После Нового года прихожу, а мне сообщают: «У нас уже другая программа: мы теперь не вывозим, а наоборот — завозим в Магадан».

Мужчина предпринял еще несколько попыток добиться от властей своей «репатриации». Но все они закончились неудачно. Ни один из чиновников не захотел помочь пенсионеру выбраться из магаданской глубинки в донецкие края (которые уже стали к тому времени заграницей). Вот тогда и решил Анатолий двинуться на родину «своим ходом». Благо, техническое средство для этого имеется.

Однажды ему представился удачный случай купить по дешевке – всего за 150 тысяч рублей старенький фургон ГАЗ-52. На этом «бензиномоторе» Мешков надеялся преодолеть 10 тысяч километров очень не простых дорог до Донецка.

Стартовал из Магадана 5 мая 2020 года. В кузов перенес лишь самое необходимое из оставляемого навсегда домашнего хозяйства. Зато в дополнение к этому скарбу погрузил несколько коробок… с детскими игрушками. Их он решил отвезти донецким детям в подарок.

Это «богатство» мужчина накопил во время работы на вещевом рынке.

Из рассказа Анатолия Мешкова: «Там на рынке какая система? Вот, например, какая-нибудь игрушка поначалу продается, а потом спросом перестает пользоваться. А когда приходят новые контейнеры, то на складе начинают освобождать место. Но старый товар они не могут продать и вывозят его на мусорку - ни себе, ни людям. И вот я такой товар, особенно игрушки, брал и складывал в машину. Чтобы потом детям раздать. Вот смотрите, целый ящик елочных игрушек. У меня рука не поднимется их выбросить. Ими же можно елку оформить в школе или садике…»

Еще в дальнюю дорогу сердобольный пенсионер взял с собой пятерых псов, которые жили с ним в Магадане. По пути эта компания четвероногих пополнилась: во время остановки под Читой к путешественнику «подластились» еще два бездомных щенка.

Та остановка оказалась пока самой длительной на всей марафонской дистанции Мешкова. До столицы Забайкальского края он добрался на своем ретро-«газике» как раз к началу зимы и решил переждать неподходящее для дальней дороги холодное время года. Время вынужденной технологической паузы потратил с пользой для собственного бюджета: устроился на 4 месяца истопником в один из сельских магазинов.

Конечно, корреспондент поинтересовался, случались ли у Мешкова происшествия в дороге. Никаких особенно экстремальных случаев Анатолий припомнить не смог. Упомянул лишь, что однажды в районе Байкала была поломка, которую ему удалось исправить своими силами. А еще – пару раз его старенький фургон чуть не столкнули в кювет проносящиеся мимо попутные фуры.

Путешественник признался: некоторых «водил»-дальнобойщиков очень раздражал его медленно движущийся по трассе «газик», и они, обгоняя, лихо подрезали «старичка». А некоторые даже пытались «проучить»: специально выворачивали свою машину на вираже так, чтобы ударить задней частью прицепа по мешающейся допотопной колымаге. Памятью о таких «уроках» на крыльях грузовика, на бортах будки остались заметные вмятины и царапины.

Однако потом дядя Толя придумал способ защиты от подобных провокаций. Он прикрепил к своему фургону большой флаг СССР, который купил вскоре после развала Союза и сохранил с тех пор. Развевающееся алое полотнище вызывало у водителей на дороге явное одобрение, попытки «потолкаться» прекратились, зато теперь многие дальнобойщики, обгоняя его, устраивали «звуковой салют» - радостно сигналили клаксонами.

Материальную сторону своего сверх-дальнего путешествия Мешков обеспечивал за счет имевшихся накоплений, а в дальнейшем – благодаря капающей раз в месяц на карточку пенсии. Однако в первые июньские дни 2021-го, когда он добрался до предместий Новосибирска, эта финансовая схема дала сбой: прежде полученная сумма закончилась, новые деньги еще не поступили. А тут еще и «газик» стал барахлить.

Пришлось сделать вынужденную остановку.

Как сообщает новосибирский новостной портал, вскоре после этого на странную машину и ее колоритного хозяина обратили внимание жители расположенного неподалеку поселка. Один из них, Виктор Карпович рассказал: «Моя супруга случайно увидела в соцсетях, что мужчина едет из Магадана на Украину и стоит у нас на трассе. Мы вечером приехали с работы и подъехали к автомобилю дедушки. Пообщались с ним, с дальнобойщиками, которые ночевали на трассе. Они рассказали, что дедушка не пьет, не курит, пенсия у него 15 тысяч, и он, как получает ее, заправляется и дальше едет. Ну, мы купили ему 60 литров бензина, на следующий день привезли продуктов, а потом забрали его с собой на наш участок, чтобы починить машину: провести полный техосмотр. А еще добрые люди привезли сюда и поставили контейнер-бытовку, чтобы дедушке было где находиться, пока машину будем чинить».

Впрочем, насчет «чинить» все оказалось гораздо сложнее. Когда, благодаря помощи местных автомобилистов, «четырехколесный раритет» Мешкова перекатили на площадку пункта техобслуживания, тамошние мастера пришли в изумление.

«Выяснилось, что на машине нет живого места: ни тормозов, ни резины, рулевое, двигатель.., - рассказал новосибирский блогер Игорь Мёдов, который часто занимается оказанием помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию. - Техники удивились, как автомобиль вообще доехал из Магадана до нас, и сказали, что нужно искать абсолютно все запчасти... Плюс у дяди Толи машина оказалась такой «солянкой»: собрана из ГАЗ-51, 52, 53 и «Волги»…»

В итоге стало ясно, что проще, дешевле будет подыскать для путешественника другой автомобиль такого же класса.  

Подходящий ГАЗ-52 – фактически двойник магаданского грузовика, но только в гораздо более кондиционном состоянии, удалось найти через интернет в соседнем регионе – в Томске. За машину ее прежний хозяин просил без малого 100 тысяч. Игорь Мёдов и еще несколько сочувствующих скинулись и купили дяде Толе новый «бензиномотор». Его уже перегнали в Новосибирск, и сейчас грузовик находится на профилактическом техобслуживании. Благотворители решили также, что следует подремонтировать будку и сделать на ней соответствующую красивую надпись.

Пока идут все эти работы сам Анатолий Мешков вместе со своим старым «газиком» перебрался на участок Виктора Карповича. По информации этого опекуна колымского путешественника, возможно, еще до наступления самого длинного дня в году дядя Толя сможет продолжить свой затянувшийся путь на родину.

Комментарии по поводу уже совершенного Анатолием Мешковым марафонского заезда по очень непростым дорогам Дальнего Востока и Сибири дал «МК» энтузиаст грузовой ретро-техники Виталий Ростовщиков.

«Нигде не указан возраст того ГАЗ-52, на котором добрался от Магадана до Новосибирска этот путешественник. Однако, если учитывать, что последние экземпляры таких грузовиков были собраны на заводе в начале 1993-го, понятно: «железному коню» дяди Толи «стукнуло» не меньше 30-ти лет. Но из собственной практики знаю, что сейчас можно встретить уцелевшие и «на ходу» ГАЗ-52 даже конца 1970-х годов выпуска.

Машина очень выносливая, надежная, имеет большой ресурс. Что очень важно – неприхотливая в обслуживании и простая для ремонта. Можно обойтись самым немудреным набором инструментов и починить многие неисправности буквально «на коленке». Благодаря этому такие «газики» до сих пор весьма популярны в «глубинке»… К слову сказать, если побродить по интернету, можно найти немало объявлений о продаже таких четырехколесных тружеников «родом из СССР». Цена в зависимости от состояния колеблется от 30 (ну это уж совсем «недвижимое» имущество!) до 120-130 тысяч. Хотя для дальних восточных окраин «прейскурант» может быть и более внушительным».  

По словам Ростовщикова, в современных условиях проблемы у владельца грузовика могут возникнуть с заправкой его горючим. Изначально двигатель ГАЗ-52 был рассчитан на использование «семьдесят второго» бензина. Но если внести соответствующие корректировки в систему зажигания, получится «кормить» такой ретро-«газик» топливом с более высоким октановым числом, которое все-таки реально найти на современных АЗС, – Аи-80.

«Конечно, поездка у магаданца получилась не дешевая, - продолжил Виталий. - Старые «газовские» грузовики имеют неплохой «аппетит». Даже по паспорту минимальный расход топлива – на ровной асфальтированной дороге, - 20 литров на 100 километров. А в реальных условиях, на тамошних колымских и сибирских горках, ухабах, – двигатель, да еще не слишком хорошо отрегулированный, наверняка расходовал 25-35 литров на каждую сотню.

Что касается медленной езды по трассе, за которую, как рассказывал этот мужчина, его неоднократно пытались «проучить» лихие дальнобойщики, - на самом деле иной ситуации и быть не могло. Максимальная скорость ГАЗ-52 – 90 км/час. Но, во-первых, проявить подобную резвость способна лишь новая машина, а, во-вторых, все водители-ветераны, поработавшие на таких грузовиках, единодушны: «движок» у «пятьдесят второго» не любит работать на повышенных оборотах. Начинает капризничать. Так что если предстоит дальний путь, лучше не рисковать, не «пришпоривать» ветерана. Тут уж точно работает поговорка: тише едешь – дальше будешь. 40-50 километров в час, поближе к правой обочине… А «навороченные» современные фуры пусть находят удобный момент для обгона и уважают это чудо советского автопрома.

Я от души желаю дяде Толе руководствоваться этим правилом и благополучно добраться до намеченной цели».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру