Мы тебя научим Родину любить

Подписан закон о преподавании патриотизма в школах России

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.

Это любимая песня чекистов; её и написали для них. К 50-летию КГБ СССР в 1968-м сняли фильм «Щит и меч». Главный герой — советский патриот-чекист в логове врага — отлично говорит по-немецки, блондин-ариец…

Подписан закон о преподавании патриотизма в школах России

С тех пор чекисты как вспомнят о патриотизме — так поют «С чего начинается Родина» и даже не понимают, что это чушь несусветная; точнее — припудренное издевательство, написано в насмешку.

Почему вдруг Родина начинается с картинки в букваре? Откройте букварь (если найдёте): картинки маленькие, мутные (клише разъехалось). Да с такой картинки Родина скорее кончится, чем начнётся.

Родина начинается с картинки в букваре? — значит, до того, как сесть за парту, никакой Родины у ребёнка не было. Где ж он был первые семь лет жизни? А ведь к семи годам личность почти окончательно сформирована; усвоены страх, любовь, ненависть — основные человеческие чувства.

Патриотизм — любовь к Родине. Это чувство!

Как преподавать арифметику, физику, суффиксы и префиксы — понятно. Как преподавать нотную грамоту, диезы, бемоли — понятно. Но музыкальный слух не преподаётся; либо есть, либо нет.

Любовь? Можно преподавать про пестики и тычинки, оплодотворение и контрацептивы. Но любовь преподать невозможно, это чувство. Учебника любви не существует. А попытки создать учебник такого рода — все на одно лицо: «Дети, любите корову — источник мяса».

Преподавание патриотизма обречено на провал. Вероятно, главное препятствие — тотальное недоверие школьников к взрослым; нотации и рацеи вызывают лишь насмешки и презрение. Девочки и мальчики черпают модель отношения к жизни в TikTok’e, а не в школе, не в семье и даже не в телевизоре. TikTok — просто и смешно; а больше ничего не надо.

Второе почти неодолимое препятствие — личность преподавателя патриотизма: его язык, интонации, поведение. Дети много знают о своих учителях и ещё больше чувствуют. Они за версту чуют лицемера, садиста (такие, увы, нередки), слабака, который говорит правильные слова, а потом, когда школа превращается в избирательный участок, мухлюет с бюллетенями. В России сорок с лишним тысяч школ; где же взять 40 тысяч учителей патриотизма (хоть по одному на школу)? Или поручим кому попало барабанить формальные лозунги? А у каких предметов отнимем часы, чтобы отдать их патриотизму?

Третье (и может быть, главное): патриотизм, повторим, — это чувство.

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
                               Пушкин. 1830.

Родное пепелище — это родной дом (какой бы он ни был), это родной пейзаж; лучше бы деревенский — поле, речка, но и городская улица и родной двор сгодятся. Отеческие гробы — понятно — могила деда.

* * *

Здесь работают патриоты России. Ни одной отечественной машины.

«Мы тебя научим Родину любить!» — это всегда звучит как угроза, а не как обещание чего-либо прекрасного. От этой фразы разит казармой, дедовщиной, насилием.

Приказано преподавать любовь к Родине с первого класса. Что оно (дитя) видело за свою детскую маленькую жизнь? Если родители его били, то каждый день или нерегулярно? Рукой, или ремнём, или чем попало? По заднице или по башке?

Оно (дитя) было где-то рядом, пока папа-мама ежедневно смотрели Скабееву, Кеосаяна, Соловьёва, «Пусть говорят» — весь этот визг, похабщину, распутство, убийства, делёж наследства.

С кем поведёшься — от того и наберёшься. Давайте посадим человечка перед телевизором, пусть ежедневно смотрит агрессивную пошлость. — наберётся ли он добра и любви? Наберётся ли он патриотизма (пусть даже там, на экране, сто раз повторят это слово) или он наберётся агрессивности, грубости, бесстыдства? Объяснитесь в любви девушке тем языком и с теми интонациями, с какими телевизор говорит о патриотизме, — она испугается, она подумает, что вы сумасшедший, если говорите о любви с бешенством и злобой.

И вот теперь один или два часа в неделю ребёнка будут учить Родину любить, а остальные полтораста часов в неделю его продолжит учить Родина: улица, телевизор, гаджет.

Мы любим Родину не по учебнику и не благодаря воспитанию в детских заведениях, где сплошь и рядом среди школьных учителей (да и в детском саду) попадаются садисты, унижают, оскорбляют. Мы любим Родину примерно как собаки, которые любят даже жестоких хозяев. А когда научаемся думать, то начинаем сознавать: Родина и государство не одно и то же; государство меняется (Империя, СССР, РФ), а Родина остаётся. Та, которая любовь к родному пепелищу.

Но учить в обязательном порядке решило государство. Вот последний по времени приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (ФГОСООО). Приказ датирован 31 мая 2021 года. На первой странице официальный штамп Министерства юстиции РФ: «Зарегистрировано 5 июля». Сначала недоумеваешь: почему так долго, почему понадобилось больше месяца? Ведь всё за одну секунду электронно перепрыгивает из министерства в министерство. Но если начнёшь читать, недоумение скоро проходит. Начинаешь понимать, почему долго.

ФГОСООО начинается с раздела «Общие положения». Вот пункт первый общих положений общего образования:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает:

единство образовательного пространства;
преемственность образовательных программ;
государственные гарантии обеспечения получения…

Всего перечислено 23 позиции, из которых мы (экономя место в газете) процитируем всего лишь три.

№5. формирование российской гражданской идентичности обучающихся как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения ими своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения;

№6. сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка, возможность получения основного общего образования на родном языке, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации…

Такого текста (а мы выбрали самые понятные фрагменты в ФГОСООО) 124 страницы. Понятно, почему Минюст месяц с лишним это читал и, скорее всего, в отчаянье бросил — не дочитал.

Мои возможности закончились на третьей странице:

№20. развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности.

Вообразите, берут школьника и начинают у него или в нём развивать представления о высоком уровне научно-технологического развития Родины посредством реализации представлений, направленных на осуществление осознанного выбора. А в руках у ребёнка осознанно выбранный американский iPhone, на остальном теле китайская одежда, дома корейский телевизор, у папаши осознанно выбранный корейский автомобиль. А если семья побогаче — то немецкий или японский.

Ребёнок, если вдумается в такой текст, неизбежно осознает фальшь.

Но вдуматься сложно. Такой набор слов серьёзно анализировать невозможно. Это чёрный токсичный шум, разрушение языковой ткани. Будто специально уродуется смысл, язык превращается в фарш. От этих параграфов в мозгу остаётся только головная боль. Всё равно, о чём идёт речь; всё равно, что вы пропускаете через мясорубку: красивую бабочку, золотую рыбку, любимую киску или Жучку — в результате фарш. Кто пишет эти тексты, исключающие человеческое понимание?

Может, не стоило бы вводить предмет «патриотизм», отнимать часы у алгебры и химии. Хороший историк (любимый учениками и любящий свою работу), рассказывая о нашей истории, неизмеримо больше сделает для формирования в детях патриотизма, чем мёртвые параграфы ФГОСООО.

...о русском патриотизме с высоких трибун говорят владельцы вилл на Лазурном Берегу, владельцы островов, самолётов и яхт, сделанных не в России. Но эти господа сами речей не пишут. Эти мёртвые речи пишет им Вяленая Вобла, чью биографию и мастерство навечно зафиксировал Салтыков-Щедрин:

Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на верёвочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денёк-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался.

— Как это хорошо, — говорила вяленая вобла, — что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет!

Затесавшись в ряды бюрократии, она паче всего на канцелярской тайне да на округлении периодов настаивала. «Главное, — твердила она, — чтоб никто ничего не знал, никто ничего не подозревал, никто ничего не понимал, чтоб все ходили, как пьяные! На свете существует множество всяких слов, но самые опасные из них — это слова прямые, настоящие. Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай им кружить. И кружи, и кружи; и с одной стороны загляни, и с другой забеги; умей «к сожалению, сознаться» и в то же время не ослабеваючи уповай; сошлись на дух времени, но не упускай из вида и разнузданности страстей. Тогда изъяны стушуются сами собой, а останется одна воблушкина правда. Та вожделенная правда, которая помогает нынешний день пережить, а об завтрашнем — не загадывать.

* * *

...С тех пор, как полвека назад появилось кино «Щит и меч», стоит чекистам вспомнить о патриотизме — они поют «С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре». Замечательная песня, душевная. Слова написал Михаил Матусовский — еврей из Луганска; музыку сочинил Вениамин Баснер — еврей из Ярославля; а проникновенно спел Марк Бернес (Менахем-Ман Неухович Нейман) — еврей из Нежина. Три случайно уцелевших безродных космополита. Зато — безупречно по-русски. А вот стандарт ФГОСООО написан не на русском, не на американском и вообще не на человеческом языке.

Чтобы заметку о русском патриотизме не кончать тремя евреями, обратимся к всемирно знаменитому произведению всемирно известного и почитаемого русского писателя.

Дело происходит в Филях 1 сентября 1812 года, на шестой день после битвы при Бородине. Чтимый Александром I полководец, генерал, барон Леонтий Бенигсен (Август Готлиб Теофиль фон Беннигсен), с пафосом говорил о невозможности сдать «священную Москву», а значит, необходимо здесь, на подступах к древней столице, дать сражение:

Беннигсен, горячо выставляя свой русский патриотизм (которого не мог, не морщась, выслушивать Кутузов), настаивал на защите Москвы. Кутузов ясно как день видел цель Беннигсена…

Лев Толстой. Война и мир.

Ведь правда же невозможно не морщась слышать тех, кто, имея собственные цели, горячо выставляет свой русский патриотизм.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру