Как «Яндекс» сумел стать международным оператором такси за 10 лет — от поиска свободных машин к многофункциональному приложению

Сервису «Яндекс.Такси» исполнилось 10 лет – на рынок он вышел в октябре 2011 года. Вспоминаем, как менялся ландшафт такси и как создавались оптимальные решения для пассажиров и водителей.

Как «Яндекс» сумел стать международным оператором такси за 10 лет — от поиска свободных машин к многофункциональному приложению

26 октября 2011 года можно считать днем рождения сервиса: именно в этот день был запущен в бета-версии сервис по поиску свободных такси в Москве.

В отличие от западных стран, в России на тот момент – кто помнит – от когда-то внушительного советского «легтранса» практически ничего не осталось, и на рынке таксомоторных перевозок более или менее успешно выживали частные таксопарки разного калибра. Со своими телефонными диспетчерскими, с внушительным временем подачи от 40 минут и выше. 

Будущее было – и это уже понимали эксперты в начале 2010-х – за совершенно другим такси: эта отрасль должна была стать полноценной составной частью транспортного комплекса мегаполиса. Именно в эту сторону и начал развиваться сервис «Яндекс.Такси».

2013 год – для московской транспортной отрасли во многом рубежный. Это год рождения современной транспортной политики, год пилотного введения платных парковок, год первого этапа интеграции транспортных платежных средств – тогда появилась «Тройка». Для «Яндекс.Такси» 2013 год тоже стал знаковым: появилась возможность оплачивать поездки банковскими картами через приложение.

Согласно планам компании, такси должно было стать не только удобнее, но и дешевле. Этот этап «Яндекс» прошел в 2014 году – тогда по договоренности с таксопарками ввели низкие тарифы за короткие поездки. И там, где раньше таксист, пойманный «с руки» или вызванный по телефону, не хотел ехать дешевле чем за 500 рублей – с агрегатором поездка стала стоить заметно дешевле. Тариф «Эконом» заставил многих, в том числе автомобилистов, задуматься о такси как об альтернативе личному транспорту. В то же время «Яндекс» стал более плотно мониторить заказы водителей такси – появились экзамены на знание города и общение с клиентами. Такси стало не только более доступным, но и более безопасным.

В течение следующих нескольких лет шло спокойное развитие сервисов: совершенствовалось приложение (кто, например, помнит, что в первые годы адрес начала поездки не определялся сразу?), появилось полноценное единое приложение для водителей.

Сервис уже в первые годы вышел за пределы Москвы: центральные области, Санкт-Петербург, затем и остальные регионы. Причем «Яндекс.Такси» отважился появиться там, где всегда была «своя атмосфера» в легковых перевозках – в частности, в 2015 году агрегатор стартовал в Сочи. А в 2016-м уже вышел за рубеж: сервис появляется в Армении, Грузии, Казахстане.

Во второй половине 2010-х годов «Яндекс.Такси» начинает «обрастать» дополнительными сервисами. Такси для корпоративных клиентов и внешних бизнесов, упрощенный въезд водителей на территорию аэропортов, затем – доставка еды и мелких грузов. 

В наше время сервис сильно изменился по сравнению с тем, каким он был в начале работы. В 2011 году мало кто мог подумать, что через одно приложение можно будет одновременно заказать до трех автомобилей, что цена будет известна еще до начала поездки, что под новым брендом Yango такси поедут в Финляндии, Израиле и других странах. Сейчас «Яндекс.Такси» превратился в «Яндекс Go», где можно не только вызвать такси, но и арендовать каршеринг или самокат, а также заказать доставку еды. Тем не менее в основе нынешнего логистического сервиса – та же платформа, которую во многом делают те же люди.

Уже сейчас по Москве ездят – правда, пока без пассажиров – беспилотные автомобили «Яндекса». Это значит, что в будущем такой сервис будет привычным – сроки внедрения инноваций сейчас предельно сократились. Готовность к изменениям и постоянные тестирования новых технологичных решений — вот что всегда выделяло и выделяет «Яндекс».  

Каким будет такси будущего, пока неясно. Возможны всякие неожиданности, и сама по себе волна агрегаторов, на которой сумел подняться «Яндекс.Такси», – тому подтверждение. Но одно ясно уже сейчас – за десять лет работы этот агрегатор смог создать в Москве инфраструктуру, которой не было до этого. Такси стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни – и это уже навсегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру