Минобрнауки сообщило о введении «казачьего компонента» в вузы

На Большом казачьем круге обсудили охрану границ и миссию казачества

Казаки — это не только «Тихий Дон», «Любо, братцы, любо» и шашки, на которых не удержалась империя. Это теперь, оказывается, надежда российской науки и оплот государственности. Намедни министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков так и определил: «Казачество становится поистине народным патриотическим движением, ощутимой консолидирующей силой».

На Большом казачьем круге обсудили охрану границ и миссию казачества

Большой круг Всероссийского казачьего общества собрал друзей. Под председательством атамана Всероссийского казачьего войска такой животрепещущий для общества вопрос, как воспитание государственного мышления у молодых казаков, обсудили помощник Президента РФ Дмитрий Миронов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, глава Минобрнауки Валерий Фальков и уже непременный эксперт в области образования, руководитель СК РФ Александр Бастрыкин.

Похоже, подменять друг друга у наших министров стало трендом. Поэтому и Валерий Фальков на этом заседании озаботился охраной границ. «Именно они (казаки) завтра выйдут на границы и будут защищать рубежи Родины, развивать и преображать облик территорий исторического проживания казачества», — сообщил министр высшего образования.

Что же, в самом деле, преподают в казачьем университете? Положа руку на сердце, казачий вуз звучит как лошадиный джаз. То есть как оксюморон. Ведь еще с наполеоновских времен во французском закрепилось идиомы «cosaque» и «muzhik», обозначающие лицо мощное, харизматичное, не отягощенное интеллектом. Дюже интересно, что в казачьих вузах за дисциплины — шашкорубство, православная вольтижировка, шапкозакидательство? Оказалось, нет,  вполне себе нормальная вузовская программа: информатика, экономика, психология... Некоторую связь с почвой выдавал только факультет пищевых технологий (с кафедрой технологии виноделия, бродильных производств и химии пр нем). Но и это объяснилось лишь тем, что Казачий университет им. Г. К. Разумовского в Москве — бывший Институт пищевой промышленности. Так почему же он вдруг — казачий?

И вообще непонятно, почему в наши времена, вот сегодня надо говорить об особой роли казачества? Почему именно этот этнос, в чем дело? Ведь означенные провластные господа на Большом казачьем кругу собрались обсудить не только образование. «Охрана общественного порядка, патриотическое воспитание молодежи, бережное отношение к традициям — все это задачи государственной важности, ключевую роль в решении которых сегодня играют представители казачества»,  — цитата с заседания. Поэтому  нужно «глубоко и системно изучать историю казачества». 

История — это прекрасно и правильно. Правильно было бы глубоко изучать историю эвенков и татар, адыгейцев и чувашей, немцев, русских — да всех народов, живущих в России. Почему именно история казачества как программа внедряется повсеместно? Создана специальная комиссия при Президенте РФ по делам казачества, торжественно заявляется о внедрении «казачьего компонента» в образовательные программы вузов по всей стране. Мол, казаки — оплот патриотизма и защитники правопорядка. Кто это постановил и в чем такой приоритет этого народа над всеми остальными?

Да, когда-то казаки охраняли границы нашей страны — но теперь для этого есть призывные погранвойска. Помогали посильно царской охранке разгонять студенческие демонстрации — сейчас и для таких компетенций есть специально обученные люди на бюджетном окладе. Как и в армии, как и в других сферах, где еще до советской власти блистали или лютовали казаки. Какие правовые или идеологические основания есть сегодня для того, чтобы все бакалавры России изучали историю казачества? И, наверное, главный вопрос — что за новоявленные дружинники, защитники идеологии? Отчего непонятные ряженые люди в Москве, нацепив на себя бекеши, производят задержания? Тот же Бастрыкин не видит здесь почвы для самоуправства, нарушения прав граждан? Из мотива личной мести, например?..

Да часто и мотива не нужно, когда человеку без выучки и подготовки позволено применять насилие. Или министр высшего образования и науки не знает примеров подобных возвышений непонятно кого непонятно за что — включая опричнину Грозного или хунвейбинов Мао?..

В общем, вся надежда — на само образование. Человек так устроен, что, если его учить, в организме неизбежно образуется круг просвещения. Как круги кровообращения, большой и малый. Пусть этот малый круг пока не «перебьет» Большой казачий, он будет создан по европейскому образцу. Потому что другого просвещения на планете нет. Потому, да, разумеется — даешь в России больше казачьих университетов!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28678 от 2 декабря 2021

Заголовок в газете: Тихий гон

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру