С праздничной наценкой: чем возмущает россиян западная традиция адвент-календарей

«Всё это должны раздавать бесплатно!»

Каждый из нас в детстве хоть раз пробовал аккуратно зачеркивать цифры в календаре, чтобы видеть, сколько осталось до Нового года. В европейской культуре давно уж существует более «сытый» вариант – специальные декабрьские рождественские (адвент) календари. Смысл прост: в каждом окошке, символизирующем один из дней декабря, ребенок находит небольшой подарок – конфету, книжку или новую игрушку. Ну а сегодня – и не только ребёнок: популярность набрали адвент-календари для взрослых. В качестве подарочков там можно найти книжку-малышку, миниатюру дорогого парфюма или вовсе «мерзавчик» с крепким напитком. Вот только народ всё равно возмущается: мол, дорого и бессмысленно!

«Всё это должны раздавать бесплатно!»

Изначально адвент-календари имели религиозное значение: собственно, само слово «адвент» обозначает период ожидания Рождества Христова. Специальные календари для детей появились в середине 19 века в Германии. Тогда в них не было ничего коммерческого – в одном из декабрьских «окошек» можно было найти, например, скромную конфетку или вовсе текст молитвы или выдержку из Евангелия. И настроение предвкушения Рождества должно было быть скорее духовным, нежели праздничным. Однако со временем религиозная составляющая размылась – как, собственно, и Рождество превратилось из церковного праздника в светский, – и сегодня адвент-календари выпускают почти все крупные бренды.  

Игры с адвент-календарями не отменяют получения полноценного подарка (если речь о детях, то подарка от родителей и Деда Мороза!). Их задача – обеспечить праздничное настроение в течение всего декабря. Обычно в адвент-календарях 24 окошка – до католического Рождества, которое отмечают 25 декабря, – однако некоторые адаптированные к российским реалиям производители начали делать и 30-дневные коробочки. Стоимость адвент-календарей напрямую зависит от их наполнения. Например, самый простой календарь с чайными пакетиками – по одному каждого вида! – можно купить всего за 200-300 рублей в супермаркете. Есть варианты календаря с ароматическими свечками ценою в 3-4 тысячи рублей. Ну а во всех смыслах нескромный вариант – это адвент-календарь, наполненный сексуальными игрушками: паре, которая купит такой календарик, скучать в декабре точно не придётся! Цены на интимные версии календарей стартуют от 11-12 тысяч рублей.  

Не обошлось и без люкса. Один из старейших французских парфюмерных концернов в 2021 году предложил преданным поклонникам адвент-календарь стоимостью более 60 тысяч рублей – в него вошли миниатюры духов, косметических средств, а также мини-аксессуары и сувениры бренда. Постоянные покупатели, к слову, остались не слишком довольны: по их словам, в такой новогодний подарок (с учётом его стоимости!) можно было положить больше полноразмерной косметики и меньше бессмысленных сувениров вроде магнитиков и пустых подарочных мешочков.

Другие бренды тоже периодически получают претензии насчёт наполнения адвент-календарей. Вот, например, другой парфюмерный француз предложил купить за 5900 рублей нарядную коробку, внутри которой – миниатюра косметического средства объемом от 4 до 35 мл. Не так уж мало! Но тоже нарвался на шквал критики.  

«Отдавать 5900 рублей за пробники и маленькие кремики? Каждый день доставать по пробнику, который в принципе ничего не стоит, т.к. их дают в подарок? Сомнительное удовольствие», – делятся пользователи соцсетей впечатлениями. Некоторые не ленятся подсчитывать: мол, сколько стоят все «наполнители» календаря в розницу, сколько допустимо добавить за упаковку… и, соответственно, выносят вердикт: действительно ли это подарок или всё-таки сравнительно честный способ отъёма денег у покупателей? 

И в этих словах есть здравое зерно: всё верно, большинство брендов действительно должны давать образцы продукции бесплатно, для привлечения покупателей – ну и цену наборов можно назвать завышенной.

Только адвент-календари – это история не про экономию, рациональность и выгоду. Это совсем другое – это торговля впечатлениями и хорошим настроением. Которое, как известно, практически бесценно. Что-то похожее – те же неуместные поиски экономии и выгоды – мы наблюдаем на многочисленных московских рождественских ярмарках. Дня не проходит, чтобы кто-нибудь не возмутился: мол, в этих шикарных магазинах в окрестностях Красной площади ёлочные игрушки продают за тысячу (а то и за несколько!), хотя в районном супермаркете такие же лежат по 300 рублей! А если поехать на фабрику в Клин или другой город-производитель, то будет ещё дешевле! Всё правильно: не врут. Будет дешевле. Вот только нюанс: наценку за атмосферу никто не отменял. И современные адвент-календари – в том виде, в котором их нам предлагают – это развлечение для тех, кто готов вкладывать деньги во впечатления и эмоции, а не осязаемые блага. И потому охотно заплатит – кто 200 рублей, кто 60 тысяч, да кому сколько по зубам! – за полный декабрь новогоднего настроения. Без занудных рассуждений о том, какая этим милым мелочам красная цена.  

Ну а если есть желание погрузиться в атмосферу предвкушения Нового года, но нет желания за это переплачивать и поощрять коммерческую составляющую Рождества, можно соорудить адвент-календарь своими руками. Для этого сгодится любой пластиковый или деревянный органайзер с небольшими ящичками – такой можно купить в магазине товаров для дома (ну а уж «начинку» придумать самостоятельно без всяких переплат!). Ещё более бюджетный вариант – адвент-календарь в виде тканевых кармашков, нашитых на полотно.

СПРАВКА «МК»

Первый детский рождественский календарь был напечатан в Мюнхене в 1903 году: там 24 цветные карточки прикреплялись к картонной доске. А в 1958 году впервые выпустили календарь с шоколадом внутри.

Читайте также: "Анна Семенович поделилась рецептом оригинального новогоднего салата"

Названы главные тренды украшения елки к Новому году: видео

Смотрите видео по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру