Над подавшими иски в ЕСПЧ россиянами нависла угроза дедлайна

Новые заявления, вероятно, не успеют рассмотреть

На сегодняшний день в Европейском суде по правам человека 17 450 жалоб из России. Это четверть от общего количества. Особенно судорожно россияне пишут жалобы в ЕСПЧ сейчас, когда приостановлено членство России в Совете Европы. Они понимают, что возможности подать туда обращения с каждым днем становится все меньше. И особенно призрачны могут быть шансы у тех, кто считает, что его права были нарушены после спецоперации на Украине. Причем не только из-за возможности окончательного прекращения членства РФ в Совете Европы, а из-за настроений внутри России. Уже сейчас каждый потенциальный новый жалобщик в ЕСПЧ рассматривается некоторыми на родине как предатель.

Новые заявления, вероятно, не успеют рассмотреть

Есть человек, а есть государственная машина. В идеале последняя создавалась для того, чтобы сделать его жизнь счастливой и безопасной. Иначе зачем она ему? Но государства (абсолютно все, тут нет исключений) превратились в безжалостный механизм, который ради призрачного «спасения большинства», а главное себя, могут идти на нарушение прав этого конкретного человека. Именно для защиты их и был создан в 1959 году ЕСПЧ. Первое решение по существу он вынес уже в 1961 году. Но россияне смогли подавать туда жалобы с 1998 года, после того, как наша страна вошла в состав Совета Европы и принята Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Этот небольшой ликбез важен для понимания важности ЕСПЧ. За десять лет своей правозащитной деятельности я встретила тысячи людей, которых решение в их пользу Страсбургского суда спасло. И дело даже не в том, что им в итоге Россия выплачивал по 2-3 тысячи евро компенсации, а в том, что возвращалась вера в справедливость. И что же, теперь, после приостановления членства России в Совете Европы это может для россиян стать недоступной функцией?

Попробуем разобраться.

В ЕСПЧ сегодня есть российский судья Михаил Лобов, грамотный, авторитетный во всем мире юрист. Он сохраняет все свои полномочия, так что с этим можно быть относительно спокойным. Но вот что касается самого ЕСПЧ, точнее права подачи туда жалоб от россиян, то оно возможно ровно до того момента, пока Россия является членом СЕ (приостановление членства — не есть прекращение). И сейчас встал деликатный вопрос. 28 февраля 2022 года Россия должна была выплатить очередной членский взнос за год, составляющий чуть больше 30 миллионов евро. Деньги РФ не внесла, свое обязательство не выполнила, а это грозит санкцией - исключением из Совета Европы. И тогда - читай выше - жалобы россияне в ЕСПЧ уже подавать не смогут. 

- Возможно, именно этого и хотят в России, - говорит наш источник в судейской среде. - Вроде как мы не сами ушли из Совета Европы, лишив своих граждан последней возможности на восстановление справедливости в ЕСПЧ, а нас оттуда выгнали. Да еще из-за чего исключили — из-за каких денег! Вот и получается, что ЕСПЧ не права человека интересны, а только миллионы евро. Понимаете мысль?

Мысль сложно не понять. А вот ответ на вопрос, зачем это нужно российским властям прямо сейчас.

За последние два месяца  от россиян поступило больше 1,5 тысяч жалоб. И все они касались в основном трех тем: пыток, признания иноагентами с последующими санкциями и привлечения к административной ответственности за пикеты против, ряда  новых законов. Почему все это «прилетело» в ЕСПЧ только в январе-феврале, ведь сами  истории были намного раньше? Да потому что нельзя подать в Европейский суд, не исчерпав все национальные механизмы. Люди должны были сначала получить отказы в кассации, потом в Верховном суде РФ. И вот они наконец дошли до ЕСПЧ к середине зимы. 

Так вот самое интересное: нарушений прав россиян с точки зрения Конвенции после начала спецоперации на Украине, скажем аккуратно, не стало меньше. Напомним основные гарантии Конвенция: право на жизнь, запрет пыток, рабства и дискриминации, право на безопасность, свободу мысли, совести, выражения мнения, право на свободу собраний и на справедливое судебное разбирательство и т. д. Из всех них есть только несколько «неотторгаемых» - которые нельзя  ограничивать при каких обстоятельствах. Это право на жизнь, запрет пыток и рабство. Все остальные могут быть ограничены в соответствии со статьей 15 Конвенции в чрезвычайных ситуациях. Правом  «дерогации» - частичного отступления  от обязательств Конвенции по защите прав человека  - воспользовались некоторые  государства во время пандемии. И сейчас к ней прибегла Украина. Страна попросила 28 февраля 2022 года приостановить на 1 месяц ее обязательства ввиду введения военного положения и невозможности обеспечить все права, предусмотренные Европейской конвенцией. В итоге Украине любых жалоб в ЕСПЧ в связи с последними событиями удастся избежать.  Это означает, что власти этой страны нельзя будет упрекнуть в ограничении свободы слова, свободы передвижения и т. д. (но, напомню, гарантировать право на жизнь и запрет пыток и рабства государство обязано по-прежнему). 

Россия, как и во время чеченской кампании, ни о какой дерогации не просила.  Но в случае с Украиной исков в ЕСПЧ может быть так много, что оплачивать их  страна не сможет.  И тут два варианта: либо выйти из Совета Европы (или дождаться исключения), или объявить предателями всех россиян, кто  сейчас пишет жалобы.  Последнее, к слову,  - тоже нарушение Конвенции. 

«Важно не то, на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право», — говорил один из видных общественных деятелей и писателей XIX века Виктор Гюго. Но, похоже, спустя два столетия истинный смысл этих слов для многих стал непонятен.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру