Дельтакрон начал расползаться по миру: выявили в пяти странах

В новом коронавирусе есть генетические признаки двух различных штаммов

В январе появились первые робкие сообщения о том, что в мире появился новый вариант коронавируса, которому дали предварительное название «Дельтакрон». Его обнаружили ученые с Кипра, однако серьезно к их открытию отнеслись не сразу. Но чуть позже во Франции подтвердили, что «новый вирус родился».

Теперь же варианту, официально названному «Дельта-Омикрон», Всемирная Организация Здравоохранения присвоила статус «вариант под мониторингом». Это — первый с начала пандемии рекомбинант коронавируса, в котором есть генетические признаки двух различных штаммов, и который попал под наблюдение ВОЗ. Однако в будущем, как предполагают эксперты, количество таких «мутантов» будет только множиться.

В новом коронавирусе есть генетические признаки двух различных штаммов

Сразу после нового года группа исследователей Кипрского университета рассказала о том, что в их лаборатории выявили новый вариант коронавируса, обладающий одновременно мутациями, характерными и для «Омикрона», и для «Дельты». Такую «смесь» обнаружили в 25 ПЦР, полученных от пациентов.

Тогда ученые высказали по этому поводу некий скепсис. Например, известный американский генетик Дмитрий Прусс отметил, что информация требует подтверждения в других лабораториях мира: "По словам кипрских коллег, они наблюдали до 10-ти дополнительных мутаций, объединяющих новые геномы с Омикроном. Я подозреваю, что это артефакт секвенирования в лаборатории, которая до того момента не прочитала ни одного генома Омикрона – что, возможно, многочисленные мутации Омикрона, как это часто бывают, не дают возможность прочесть значительный процент этого генома, и вместо этого в данные попадает лабораторное загрязнение от прошлых экспериментов".

И все же в январе Дельтакрон обнаружили и во Франции — его существование подтвердил институт Пастера. Пока данные о новом варианте коронавируса немногочисленны. Но китайские ученые уже сообщили, что рекомбинант очень похож на вариант дельта (AY.4), за исключением области, кодирующей ген S-белка, которая похожа на Омикрон BA.1.

В марте ВОЗ начала отслеживать новый рекомбинантный вариант, состоящий из последовательностей Дельты и Омикрона. И на днях присвоила ему статус VUM. Это означает, что, хотя пока серьезных поводов для тревоги нет, все может измениться в любой момент, поэтому за распространением Дельтакрона нужно внимательно следить. «Мониторинг начинается в ситуациях, когда в новой линии находят генетические изменения, которые могут влиять на свойства и представлять риск в будущем, но доказательств этому на данный момент нет», - поясняет «МК» молекулярный биолог Андрей Нечаев.

На сегодня Дельтакрон был замечен в пяти европейских странах, и чаще всего его выявляли во Франции. Кроме этой страны, вариант обнаружен в Дании, Германии, Нидерландах и Бельгии. Последняя последовательность загружена в базу GISAID 16 марта лабораторией Lab Gen-Bio Gravanches из Франции.

Как поясняет в своей соцсети известный врач-терапевт Алексей Водовозов, рекомбинантные варианты возникают, когда один и тот же человек заражается сразу несколькими линиями (например, Омикроном и Дельтой), поэтому их генетический материал получается возможность смешиваться в одном организме и создает новые комбинации: «Эти события становятся более вероятными при большей заболеваемости, что сейчас весьма актуально, поскольку число случаев заболевания COVID-19 во всем мире снова начало расти после нескольких недель снижения».

Недавно был опубликован препринт исследования американских ученых, которые изучили распространенность таких сочетанных инфекции Дельтой и Омикроном. Авторы секвенировали 29719 положительных образцов, взятых с ноября 2021 года по февраль 2022 года, когда в США одновременно циркулировали и Дельта, и Омикрон. Они обнаружили 20 коинфекций и два независимых случая заражения рекомбинантным вирусом Дельтакрон. Из чего был сделан вывод, что рекомбинанты встречаются редко, и пока нет доказательств, что такие варианты более заразны или протекают тяжелее, чем уже циркулирующие линии.

Технический руководитель ВОЗ по COVID-19 Мария Ван Керкхове заявила, что в связи с тем, что вирусу позволяют циркулировать на таком интенсивном уровне, он активно развивается, поэтому следует готовиться к появлению новых вариантов, в том числе рекомбинантов. И одни только вакцины, увы, не помогут — нужно сохранять соблюдение других мер, препятствующих распространению вируса. Кроме того, Мария Ван Керкхове призывает расширять программы секвенирования генома коронавируса, чтобы не пропустить появление новых опасных линий. Появление рекомбинанта BA.1 и AY.4 может быть причиной для беспокойства, считает Мария Ван Керкхове.

Сообщений о выявлении Дельтакрона в России пока нет, однако ученые считают это лишь вопросом времени.