«Вся группа искусана им»: родители в ужасе от особенного ребенка в саду

Эксперты рассказали, что делать в таких случаях

В соответствии с госполитикой инклюзии в группу детсада или в обычный класс нередко приходит ребенок с особенностями развития. Если это какие-то ментальные нарушения, то остальные дети могут испытывать те или иные проблемы. Именно в такой ситуации оказались малыши из детского сада в Кировске. В их группу взяли особенного ребенка, который покусал всех детей, но заведующая разводит руками: местное министерство образования велело ей «быть толерантной», это инклюзия… 

Эксперты рассказали, что делать в таких случаях

Напомним суть инклюзивного образования - это форма обучения, при которой все дети, независимо от своих физических, психических и интеллектуальных особенностей, могут учиться со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же образовательных учреждениях.

– В нашу группу полтора месяца назад из другого сада перевели 4-летнего мальчика – особенного, как говорят его родители, – рассказала «МК» мама двоих детей Татьяна из города Кировск Ленинградской области. – Он агрессивный, совершенно неуправляемый, нападает и кусается. Смотрит, чтобы воспитательница отвлеклась, и кусает рядом находящегося ребенка. Кусает в такие чувствительные места, например, локтевые сгибы. Почти вся группа искусана им. Дети боятся идти в сад. 

По словам матери, воспитатели заняты только им. На прогулке ребенок убегает, на занятиях учиться никому не дает.

– Как нам сказали в саду, он останется у нас до следующего года, так как комиссия, которая проводится во всех садах для детей пяти лет, будет только осенью 2023 года, – продолжает Татьяна. – Администрация сказала, мол, потерпите еще годик. Мама мальчика хочет, чтобы сын адаптировался в обычном саду. Ее желание понятно, но что делать нам? Из предыдущего сада они перевелись из-за того, что там родители взбунтовались. Здесь начинается то же самое. Мы бы хотели, чтобы этого мальчика перевели в другой сад, в спецгруппу, но не знаем, как это сделать. Воспитательница просит нас не писать жалоб, боится, что ее обвинят в некомпетентности.

– Татьяна, а вы сами в другой сад, если ничего не изменится, не хотели бы перейти?

– Нет, в остальном это очень хороший сад.

Другая мама делится своим опытом:

– К нам в класс в прошлом году хотели определить такого мальчика, его в 6 лет из детского дома взяла под опеку семья, и их старшие дети учатся в нашей школе. Мальчики из нашего класса сильно пострадали от этого ребенка еще в детском саду: одному он зубы передние выбил, другого пинал в живот. Мы писали письма директору школы, и смогли отбиться: его не взяли. Если б не помогло, мы писали бы дальше, в вышестоящую инстанцию. Я советую родителям не терпеть и не подвергать опасности здоровье своих детей!  

Многодетная мать Ольга из Москвы тоже поделилась своим примером: «Через комиссию родителей заставили перевести агрессивного ребенка в специализированную группу детского сада. Социализировать агрессора за счет здоровья других детей – это не дело!».

Но все не так просто. Опытные в этом деле мамы рассказывают, что «писать тысячу бумажек бесполезно, так как, если родитель такого ребенка отказывается от психолого-медико-педагогической комиссии и проблему видеть не хочет, вы ничего не решите». И действительно, инклюзия предполагает, что нельзя перевести ребенка в спецсадик или школу принудительно – это можно сделать только добровольно.

   – Как-то учила студента с шизофренией, родители не признавали проблему, мальчик во время пар хотел выйти «в стену», приносил режущие предметы на пары, кидал стулья, мог ударить. Решали этот вопрос через ПДН и опеку, которые вынудили родителей отправить его на лечение, – привела свой пример преподаватель вуза Надежда из Набережных Челнов. 

Однако член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Анна Битова считает, что нужно добиваться назначения тьютора (мало ли сколько у нас агрессивных детей, не выгонишь же всех из садов): 

– Проблема может быть решена, когда такому ребенку назначается ассистент, или тьютор. Для этого инвалидность не нужна. Нарушения поведения у ребенка есть, соответственно, у него должен быть диагноз. И детскому учреждению надо настаивать на том, чтобы ребенок прошел комиссию, и ему выделили тьютора. Родителям надо направить свою энергию не на то, чтобы этого ребенка убрали, а чтобы у него был ассистент, который будет за ним присматривать. И тогда он никого не будет обижать. И дело даже не только в том, что такому ребенку нужна адаптация; этот мальчик так хулиганит, другой еще как-нибудь хулиганит – в принципе, любого ребенка можно довести до такого состояния, что он всех покусает. Поэтому, где грань, какого ребенка мы будем в сад пускать, а какого нет? В данном случае нужно все организовать грамотно, чтобы была обеспечена достаточная помощь. Есть в саду ребенок с нарушениями поведения – пусть воспитатель посетит курсы или хотя бы пусть начальство снабдит его какими-то учебниками по этой теме.

Эти вопросы родители должны поставить перед руководством детского сада.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру