Названы полезные продукты, вызывающие рак

Какие опасности таят в себе грейпфруты и сельдерей

Не все полезные продукты одинаково полезны. Оказывается, не только жареная картошка, копчености, чипсы или трансжиры являются канцерогенами. Некоторые традиционно полезные овощи и фрукты также вполне себе могут стать стимуляторами злокачественных процессов в организме. Среди них – много любимых современными поклонниками ЗОЖ "позиций", например, цитрусовые. В последнее время появилось сразу несколько крупных научных исследований, связывающих вещества фурокумарины, которые содержатся в "здоровой растительной пище" с повышенным риском рака.

Какие опасности таят в себе грейпфруты и сельдерей

Как рассказывает известный американский ученый, генетик Дмитрий Прус, у растений нет адаптивной иммунной системы для борьбы с инфекциями. Вместо этого они используют биоактивные молекулы, которые убивают патогены, а иногда вредят и людям. В 2015 году статья в Журнале клинической онкологии, следившая за диетой и здоровьем 100 тысяч людей на протяжении 25 лет, показала связь между природными фунгицидами цитрусовых и раком кожи.

Работа показала увеличение риска развития меланомы с увеличением… потребления апельсинового сока и грейпфрутов. Связь была сильнее у людей с более сильной историей солнечных ожогов с волдырями и с более сильным воздействием солнца, а также для частей тела, открытых солнечному свету (голова, шея и конечности). Исследователи винят в этом фурокумарины (псоралены), которые вырабатываются растениями для защиты от инфекций. Они же под воздействием ультрафиолета вызывают "сшивки" между цепями ДНК. Раньше их даже добавляли в кремы "для загара", однако уже лет 30 как запретили из-за очевидной связи с меланомой.

В цитрусовых псоралены главным образом содержатся в кожуре, которая обычно содержит сотни микрограммов на грамм (в отличие от нескольких микрограммов в мякоти). Эфирные масла дополнительно концентрируют псоралены в кожуре. Например, эфирное масло бергамота, которое содержит несколько процентов псораленов, и исследования показали, что духи, содержащие масло бергамота, вызывают солнечные ожоги. Похожая история и с маслом лайма, которым нередко ароматизируют напитки. 

А вот у грейпфрутов фурокумарины содержатся не только в кожуре, но и в белой пленке между дольками, и даже в свежем соке! "Апельсины, по-видимому, являются исключением в том смысле, что их кожура не настолько обогащена псораленами (а мякоть содержит от 2 до 33 мкг/г), но апельсиновый сок "не из концентрата" обычно ароматизируется смесями апельсиновой эссенции и эфирных масел из шкурки и, таким образом, обогащен псораленами. Это относительно недавнее явление; апельсинывый сок начали так ароматизировать после 2007 года, а грейпфрутовый еще позже. Точнее определить, какие именно цитрусовые продукты связаны с риском, непросто из-за изменений в их спектре и составе за годы исследования. Изменилось за это время и отношение к загару. Люди стали больше закрываться от ультрафиолета, больше использовать защитные кремы. Однако масштабы диетологических исследований рака продолжают расти, и за последние годы добавилось несколько исследований, подтверждающих риск рака кожи, причем не только меланомы, но и более распространенной базально-клеточной карциномы", - отмечает Дмитрий Прус.

Например, исследование AARP Diet and Health Study, в котором приняли участие 400 тысяч пожилых американцев, показало, что риск меланомы повышался с потреблением цитрусов. Но! Это было актуально только для людей, активно принимающих солнечные ванны.

В 2021 году исследование среди 50 тысяч женщин показало, что употребление цитрусовых связано с более высоким риском всех типов рака кожи. Такие же результаты продемонстрировало и европейское исследование проекте EPIC среди 500 тысяч человек.

Но самые впечатляющие результаты показало исследование Британского Биобанка, в котором участвовало 200 тысяч человек. Те, кто употреблял цитрусовые хотя бы 2 раза в неделю, заболевали меланомой в 1,5 раза чаще; а среди участников с наиболее светлой кожей, сила эффекта была почти двукратной!

Подобные риски могут таить в себе и другие растительные продукты, например, традиционно любимый зожниками сельдерей. В России многие мечтающие похудеть даже искренне верят, что этот продукт обладает отрицательной калорийностью, поэтому стараются включать его в рацион почаще. К опасным с этой точки зрения относятся и прочие представители семейства зонтичных: петрушка, укроп, пастернак, фенхель и даже морковь. Как поясняет Дмитрий Прус, эти растения естественным образом производят псоралены и ряд других биоактивных молекул на поверхности, чтобы бороться с грибковыми инфекциями. И выработка псоралена увеличивается при росте популяции грибков.

В пользу этой теории говорят вспышки фотодерматита не только у работников фермы по выращиванию сельдерея, но даже у работников овощного магазина, в которой продавался сельдерей, из-за прямого контакта с кожей. Фотодерматит, связанный с воздействием растений, также был зарегистрирован среди рабочих по переработке моркови. "Сельдерей, который оставался в поле дольше, чем обычно (как в Израиле во время войны в Ираке), или подвергался воздействию грибков, имеет значительно более высокое содержание псоралена, но, что интересно, эти уровни были даже намного выше при длительном хранении в холодильнике, предположительно из-за холода и влажности, благоприятных для грибков (в молодом свежем сельдерее содержание псоралена могло составлять всего несколько микрограммов на грамм, в то время как в старых, долго хранившихся растениях его содержание могло достигать 300 микрограммов на грамм). Аналогичная связь с грибковым заболеванием была обнаружена у пастернака, где общее содержание псоралена увеличилось с 40 до 1740 мкг/г. Морковь обычно содержит только следы псораленов, но грибковые инфекции также повышают их уровень до нескольких микрограммов на грамм. В любом случае корни зонтичных обычно содержат псоралены в кожуре, поэтому они в значительной степени теряются при очистке. Ашитаба (японский аналог петрушки, который рекламируется как "здоровая пища" якобы для долголетия) имеет еще более высокое содержание псоралена, до 6000 мкг/г. Но это все равно ничто по сравнению с 12000 мкг/г, содержащимися в листьях борщевика. Эти гигантские растения-зонтики высотой до 15 футов были завезены в Россию с Кавказа для силоса, но вызывал заболеваемость, связанную с солнечным светом, у пятнистого и светлокожего скота (и обычные солнечные ожоги у ничего не подозревающих людей, прикоснувшихся к нему). Борщевик Heracleum sosnowskyi по-прежнему процветает в Восточной Европе даже спустя десятилетия после того, как его выращивание на силос прекратилось, и "кавказского мигранта" стало модно называть "сталинским проклятием". Но все-таки Сталин был не первым распространителем борщевиков в Европе; впервые он был завезен как ботаническая диковинка в ботанический сад Кью в Лондоне в 1817 году. В последние десятилетия борщевик вторгся также в США и Канаду", - рассказывает Дмитрий Прус.

Хорошая новость в том, что среди цитрусовых меньше всего псораленов в любимыми россиянами мандаринах. "Я бы не назвал сок цитрусовых реально опасным для большинства, хотя для тех, кто много его потребляет и много проводит времени на солнце без защиты, это может быть серьезно", - успокаивает эксперт. Если же говорить о зонтичных, то больше всего псораленов именно в их зеленых частях, и меньшей всего в корнеплодах, скрытых от солнечного света.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру