Россиянам всё чаще стали поступать сообщения от операторов о верификации персональных данных

Сотовые операторы актуализируют данные уже пять лет, но слухов вокруг этого всё ещё не мало

Абоненты сотовых сетей стали все чаще сталкиваться с уведомлениями от своих операторов с просьбой актуализировать персональные данные. Всплеск сообщений связан с вступлением в силу постановления правительства о мониторинге Роскомнадзором обязанности операторов сверять данные. Несмотря на то что в договоре прописана обязанность клиента информировать поставщика услуг связи об изменении фамилии или номера паспорта, многие пользователи либо покупали новую СИМ-карту очень давно и не помнят об этом, либо не обращали внимания на этот пункт. Из-за этого вокруг простого подтверждения персональных данных возникло множество мифов.

Сотовые операторы актуализируют данные уже пять лет, но слухов вокруг этого всё ещё не мало
Фото: freepik-freepik.com

В этом году абоненты мобильных операторов начали получать сообщения – SMS, уведомления в личном кабинете и приложении – о том, что следует подтвердить достоверность данных о себе, как о пользователе связи. Причины, почему это нужно, бывают разные: номер оформлен на родственника, фамилия записана в регистрационной форме с ошибками, фамилию сменили в связи с замужеством, а новую оператору не сообщили. Есть случаи, когда владельцем номера формально остается человек, который умер 10 лет назад. В целом сверке подлежат четыре вида данных: ФИО, дата рождения, место регистрации и реквизиты документа, удостоверяющего личность.

Проверять достоверность данных об абонентах операторов обязали еще в 2018 году. Тогда, после теракта в петербургском метро, началась большая «чистка» в базах данных. А прошлым летом вступило в силу постановление правительства: оно определило правила подачи информации об абонентах в Роскомнадзор – ведомство должно мониторить обязанность операторов по проверке достоверности сведений о пользователях. В мае этого года Роскомнадзор запустил систему, куда операторы подают сведения об абонентах. Каждое нарушение – таковым является некорректная информация по одному номеру – чревато выплатой операторами штрафов в размере 300–500 тысяч рублей.

Несмотря на то что сверка данных за это время должна была стать для россиян обыденностью, в последнее время вокруг нее возникло немало мифов. Например, что с ее помощью правительство собирается следить за гражданами. Этот нелепый тезис разгоняли небольшие Telegram-каналы, которые стали публиковать посты о том, что процессы сверки якобы обусловлены намерением властей отслеживать перемещения россиян. Правда, они не объясняли, как именно данные – ФИО, год и место рождения, место регистрации, указанное в паспорте (а не фактическое место проживания) – помогают в отслеживании перемещений. Еще один миф появился на фоне мобилизации. Якобы сверка данных в базах операторов связана со сверкой данных воинского учета и введением системы электронных повесток. Кроме того, пользователи боятся, что при сверке их персональные данные попадут мошенникам. Но разница в том, что служба поддержки никогда не попросит абонента передать SMS-коды, продиктовать номер паспорта, предоставить банковские данные.

«Мы регулярно проводим процедуру подтверждения предоставленных нашими абонентами данных – с течением времени они по объективным причинам могут меняться, например, по достижению возраста смены паспорта или после заключения брака. Согласно нормативным требованиям абонент любого мобильного оператора должен уведомлять своего оператора об изменении тех своих данных, которые были нужны для заключения договора на мобильную связь. В последние месяцы число уведомлений с просьбой актуализировать данные увеличилось в связи с планируемым запуском системы мониторинга Роскомнадзора. Мы  заблаговременно просим своих абонентов подтвердить или актуализировать необходимые данные, чтобы избежать неудобств и прегрузок», – сообщили в пресс-службе «Билайн».

«Если данные клиента длительное время не актуализировались либо не прошли проверку в государственных системах, то «МегаФон» уведомляет клиента о необходимости обновить их. Если данные клиента корректны, то информирование не поступает. Мы используем различные каналы информирования, например звонок от оператора с официального номера, смс, push в приложении», – добавили в пресс-службе «МегаФона».

Ужесточение ответственности оператора за некорректные данные о своих клиентах, казалось бы, проблема оператора. Однако, по закону, оператор обязан заблокировать номер клиента, если тот не подтвердил корректность информации, по запросу Роскомнадзора. Чтобы избежать неприятностей, сопряженных с блокировкой номера, лучше не дожидаться радикальных действий со стороны оператора и пройти простую процедуру сверки.

«После получения SMS о необходимости сверить данные некоторые клиенты избегают процедуры – например, потому что номер был оформлен на другого человека, который ныне недоступен, или же на организацию. На этот случай предусмотрена процедура для переоформления номера на фактического владельца. Он должен подтвердить, что номер действительно принадлежит ему. Например, ответить на вопросы, на какую сумму и когда пополнялся в последний раз баланс, на какой номер звонил недавно, где именно пользовался связью в роуминге. Для реального владельца ответить на них не составит труда», – пояснили в Tele2.

Мобильные операторы используют разные каналы коммуникации, чтобы проинформировать клиентов о необходимости пройти сверку данных. Это нужно, чтобы сделать эту процедуру максимально простой, предусмотрев в том числе способ дистанционной верификации. Что делать после получения сообщения о необходимости верифицировать данные? Сверку можно пройти:

1) в салоне связи своего оператора – при себе надо иметь паспорт;

2) в приложении или личном кабинете на сайте мобильного оператора – следуя инструкциям, нажать на кнопку «подтвердить данные» и перейти на портал «Госуслуги», где в пару кликов можно завершить сверку данных;

3) в чате или мессенджере службы поддержки мобильного оператора – для этого понадобится отправить фотографию паспорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру