Верховный суд отказался признавать электронную почту и номер телефона персональными данными

Навязчивой рекламы теперь станет еще больше

Электронная почта не является персональными данными. К такому выводу пришел Верховный суд. Более того, пользы от номера телефона для идентификации конкретного человека тоже кот наплакал. А значит, и собирать эти сведения о россиянах всевозможные фирмы могут сколько угодно и как угодно. Эксперты по кибербезопасности опасаются, что новая позиция Фемиды может развязать руки компаниям, атакующим граждан «холодными звонками».

Навязчивой рекламы теперь станет еще больше

тестовый баннер под заглавное изображение

Взглянуть по-новому на проблему персональных данных россиян судей заставил спор столичной страховой компании с Роскомнадзором. Ревизоры заставили компанию убрать со своего сайта форму обратной связи, в которую посетителям странички предлагалось вбить свой e-mail и номер телефона. РКН рассудил, что это сбор персональных данных, причем незаконный. Ведь никаких систем хранения и киберзащиты у фирмы не было.

Однако судьи трех инстанций, вплоть до Верховного суда, встали на сторону страховщиков. Никаких нарушений они не нашли и сделали весьма любопытный вывод: электронная почта и номер телефона — это вообще не персональные данные.

По мнению судов, идентифицировать конкретного человека только по e-mail и телефонному номеру невозможно в принципе. Во-первых, адрес и телефон могут быть корпоративными. Во-вторых, самих по себе этих данных недостаточно, чтобы точно верифицировать личность гражданина. 

«Совокупность данных не обеспечивает возможности доподлинно определить конкретное физическое лицо, которому принадлежит номер телефона и адрес электронной почты, поскольку форма не подразумевает предоставления полных «Фамилии имени отчества» и/или иных идентификаторов, таких как «Номер документа удостоверяющего личность», «ИНН», «СНИЛС», «Дата и место рождения», - указывают судьи в решении.

Чиновники пытались убедить суды, что электронная почта и номер телефона обладают двумя свойствами, позволяющими относиться к ним как к персональным данным — уникальностью и неизменностью при присвоении. Однако эти тезисы тоже не устояли.

«В случае расторжения пользовательского соглашения с электронным почтовым сервисом, удаления электронного почтового ящика с сервера (по любым причинам), в том же домене может быть зарегистрирован точно такой же адрес электронной почты за новым пользователем, также, как в случае расторжения договора с оператором телефонной связи телефонный номер может быть передан новому абоненту», - подчеркивается в решениях.

Эксперт по кибербезопасности Евгений Лифшиц рассказал «МК», что с технической точки зрения e-mail и номер телефона действительно не могут быть стопроцентной гарантией точной идентификации человека. А значит и персональными данными их считать нельзя.

- Электронная почта точно не может быть элементом персональных данных, - заявил Лифшиц, - Идентифицировать гражданина можно только в связке, например, e-mail плюс паспортные данные. Адресов электронной почты можно создать сколько угодно. Более того, когда вы заводите «ящик», есть ограничение: если вы не пользуетесь им длительный период времени, сервер автоматически удаляет его. После этого точно такой же адрес может зарегистрировать совершенно другой человек.

По мнению эксперта, Верховный суд и нижестоящие инстанции дали верную трактовку закона. Но это вовсе не означает, что адреса электронной почты россиян не нужно защищать. Они регулярно становятся объектом интереса хакеров и утекают в свободный доступ. Если к похищенному электронному ящику привязаны, например, банковские карты, последствия для жертвы кибермошенничества могут быть самими плачевными. Но это не единственная проблема. Оставленные на безобидном с виду сайте электронная почта или номер сотового телефона могут привести к неконтролируемому шквалу рекламных звонков, отмечает эксперт по информационной безопасности Игорь Масалович.

- Компании освоили новую фишку с «холодными звонками». Вы хотите купить квартиру и заходите на сайт застройщика. Там вам предлагают указать номер телефона и e-mail, чтобы получить каталог с вариантами квартир. В итоге никакой каталог вы, конечно же, не получаете. Вместо этого вам начинают названивать различные фирмы с рекламой своих услуг. Юридически всё чисто, ведь вы сами оставили на сайте свой телефон и почту. Но ничего хорошего в этом нет. Этот вопрос требует государственного регулирования, - уверен эксперт.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру