Атомщик Уваров рассказал о нештатных ситуациях на Ровенской АЭС: «Обстановка не очень нормальная»

«Когда переходят на топливо другого поставщика, это целая процедура»

  На Ровенской атомной станции, расположенной на Украине, в Волынском Полесье, начались проблемы, сообщает специализированное издание Геоэнергетика ИНФО. В прошлом месяце здесь в реактор ВВЭР-440 торжественно было загружено американское ядерное топлива Westinghouse. За последние две недели на станции возникли три аварийные ситуации. О том, насколько водо-водяной энергетический реактор, разработанный еще в Советском Союзе, совместим с американскими сборками, мы поговорили с директором «АтомИнфо-Центра» Александром Уваровым.

«Когда переходят на топливо другого поставщика, это целая процедура»

— Дело в том, что для реакторов ВВЭР-440 на самом деле существовало альтернативное ядерное топливо, — говорит Александр Уваров. — Возникает вопрос, чем они отличаются от реакторов большой мощности ВВЭР-1000, для которых Westinghouse делал ядерное топливо уже в этом веке?  Для реакторов ВВЭР-440 это топливо было сделано раньше. Оно применялось в Финляндии, на атомной электростанции «Ловииса», расположенной на острове Хястхолмен. Эта станция советской постройки, первая с реакторами ВВЭР-440 в капиталистической стране. И там действительно одно время применялось альтернативное топливо разработки британских компаний BNFL. Потом эти разработки перешли к Westinghouse. Это ядерное топливо показало себя достаточно хорошо, больших проблем с ним не было. Но они в итоге проиграли тендер нашим российским атомщикам. Просто потому, что россияне предложили более выгодные условия. И на этом тема альтернативного топлива для реакторов ВВЭР-440 была фактически закрыта. Производственные линии прекратили работать. 

Как говорит эксперт, все это было забыто до 2014 года. 

— А потом в компании Westinghouse увидели возможности подвинуть русских в Восточной Европе. Начали проводить исследования и думать, где это топливо можно загружать. Рассматривался вариант Словакии, это было еще до начала спецоперации на Украине. Но у Словакии довольно жесткий Атомнадзор. Американцам было сказано, что финские результаты они не признают, должны будут по полной программе проводить тестирование, причем за свой счет. Американцам почему-то это не понравилось, особенно последнее уточнение. Возникла пауза, но тут выскочила Украина. У них на Ровенской АЭС есть два реактора ВВЭР-440. Это была уже третья попытка использовать альтернативное топливо. 

Александр Уваров отмечает, что, когда переходят на топливо другого поставщика (ранее реактор ВВЭР-440 работал только со сборками российского производства. — Авт.), это целая процедура. Нужно понять, какие могут возникнуть подводные камни.

— Обстановка на Ровенской АЭС сейчас, на мой взгляд, не очень нормальная. Все-таки в стране идут военные действия. Вполне возможно, что на станции были допущены ошибки, виной всему — человеческий фактор. Надо также учитывать, что эти реакторы достаточно старые. Их ресурс продлевали. До 2013 года делали это достаточно качественно. Атомнадзорная служба тогда на Украине была очень серьезной. Понятно, что, если срок реактора продлевают, то его надо модернизировать. До Майдана это делалось тщательно, после Майдана — как получится. В последние десять лет к сроку их продления относились как к политическому решению, а не как к техническому. Рано или поздно это должно было сказаться.

Эксперт считает, что проблемы на Ровенской АЭС связаны, скорее всего, с тем, что блоки стареют. 

— Нужно правильно управлять их старением, есть такое понятие. Внимательно следить, менять все, что выходит из строя. Вводить дополнительное обслуживание того оборудования, которое может вызвать проблемы. 

Сейчас на Ровенскую станцию, где есть угроза остановки энергоблока, приехали специалисты с Хмельницкой АЭС и Южно-Украинской АЭС. Сообщается, что на станции ждут делегацию из Швеции, где производят ядерное топливо Westinghouse.

— Westinghouse — компания американская, но у нее есть завод в Швеции, где выпускают топливо для реакторов-«тысячников» ВВЭР-1000. Там же они налаживают производство и для ВВЭР-440. Все дело в логистике. Ядерное топливо просто так не привезти, это груз «седьмого класса». Его перевозят определенные суда, их не так много в мире, и они достаточно дорого берут за перевозки. А из Швеции в ту же Украину можно доставить топливо самолетом.  

Александр Уваров обращает внимание на то, что именно на Ровенской АЭС в начале спецоперации были захвачены четверо российских специалистов. 

— Это были сотрудники специализированного предприятия, два экспедитора и два проводника, которые, согласно контрактным обязательствам, сопровождали вагон с топливом. Они были без оружия, которое сдали на границе. На территории Украины были, как гражданские лица. Их задача была — под украинской охраной обеспечить передачу груза украинскому получателю. В результате их насильственно удерживали в железнодорожном вагоне на площадке Ровенской АЭС. А через полтора месяца обменяли как военнопленных, на солдат ВСУ. 

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру