Герои русских классиков оказались сообществом лени, невежества и хамства

Это точные портреты развивающейся болезни духовного кризиса в обществе

«Герой нашего времени». Просвещенный читатель сразу вспомнит известное произведение М.Ю.Лермонтова, по мотивам которого не раз снимались художественные фильмы. Ну, скажет он, это когда было: полтора века назад. Сколько воды утекло. И потом, это было при царе-батюшке и при дворянах, мещанах, крестьянах, а сейчас нет сословий — все равны. И еще: что такое героизм и кто настоящий герой? Вон у современных украинцев Бандера и Шухевич герои Украины, а посмотреть, так фашиствующие бандиты сколько невинных детей, женщин и стариков поубивали. А в России свои герои — те наши прадеды, деды и отцы, которые против этого фашизма боролись.

Это точные портреты развивающейся болезни духовного кризиса в обществе

Сейчас, уходя от советского толкования истории, вспомнили и, можно сказать, о былинных героях — Илье Муромце, Пересвете, Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре Суворове, Михаиле Кутузове. О ряде из них вспомнил в 1943 году еще тов. Сталин, восстановив уничтоженное в 1721 году Петром I патриаршество, когда понял, что истории России нужны герои не типа Буденного, Ворошилова, Щорса, а имевшие в генетической памяти народа духовную силу и содержание. В планах фашистов было уничтожить большую часть славян как некой низшей расы, ну и, отступая, уничтожалось все, что было символами православной веры: уже взрывались храмы, монастыри и воровалось все из храмов, что имело материальную ценность. В современности это один к одному повторяется в осатаневшей Украине: святыни Киево-Печерской лавры продаются в Европу. Подождите, убегая на Запад, они еще взрывать будут все, что будет им доступно. И ведь будут чувствовать себя некими героями своего времени.

О времени чуть позже. А вот кто такой герой? Я поискал в философских словарях, в трудах известных философов — там такого понятия нет. Есть в «Большом толковом словаре русского языка» от В.И.Даля. Итак, «герой — ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести — главное, первое лицо». Возвращаясь к произведению Лермонтова, это определение героя подходит если только Печорину, потому что всех остальных признаков героизма не было. Более того, еще со школьной скамьи он вызывал у меня отвращение: самолюбивый эгоист, человек неискренний и недобрый, не русский офицер, а пижон какой-то. Он мне всегда напоминал пушкинского Евгения Онегина. Такого же бездельника, который «дожил без дела, без трудов до двадцати шести годов, томясь в бездействии досуга, без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел».

Совсем рядом — А.С.Грибоедов и его «Горе от ума», где есть Чацкий. Заметьте, как его образ похож на Онегина. Он приезжает из Европы и тут же, «с корабля на бал», попадает в дом, где живет его невеста. Что Чацкий делал в Европе? Может быть, учился какой-нибудь полезной для России профессии? Да нет же — на незаработанные им деньги ходил на лекции модных либеральных философов, по театрам, вкусно ел и сладко спал. И тут выясняется, что его невеста назначает свидания абсолютной серости — Молчалину, позиция которого «во всём всем угождать» и в его года «не должно сметь свое суждение иметь». Тут же и еще один претендент на руку его невесты — полковник Скалозуб, чье кредо против правильного образования — «чтобы зло сие пресечь, собрать все книги да и сжечь». А ведь это все герои своего времени, а это середина XIX века. Я специально водил всех своих пятерых детей на «Горе от ума» в Малый театр и после просил оценить Чацкого и всех остальных. Мнение было едино (я не подсказывал): это какое-то страшное сообщество лени, невежества и хамства. Нравился лишь Скалозуб, поскольку он воевал против Наполеона и имел боевые награды. Вот лишь три героя времени, а как все похожи в своем самолюбии и прогрессирующем эгоизме и, если угодно, полном отсутствии желания служить Родине просто по своему долгу перед этой самой Родиной, просто потому, что всем своим положением вы ей обязаны.

Во времена Лермонтова и Грибоедова были другие герои своего времени: воины, государственные деятели, добросовестные чиновники, философы, композиторы, художники, предприниматели, на которых держались русская государственность и культура. Отчего же они, а позже Чехов, Куприн и Достоевский видели именно негативные физиономии? Яснее других тему обозначил М.Ю.Лермонтов: «Печально я гляжу на наше поколенье — грядущее его иль пусто, иль темно». И из его же «Бородина»: «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри — не вы». Это можно было бы назвать частным мнением отдельного поэта, если бы линейку социального среза не предвосхитили и не продолжили Пушкин, Грибоедов, Чехов, Куприн, Достоевский, Мережковский. Можно смело сказать, что отрицательные герои этих авторов — это точные портреты развивающейся болезни духовного кризиса в российском обществе, который привел к революционному атеистическому перевороту и развалу великой Российской империи, братоубийственной Гражданской войне, голодоморам в Украине и Поволжье, страшным сталинским репрессиям.

Святитель Николай Сербский нам напоминал, что «кризис» — слово греческое и означает суд Божий по грехам, а экономические неустройства это лишь его последствия. Дурную услугу оказал человечеству марксизм-ленинизм, утверждавший, что только производственные отношения стоят во главе угла всех отношений между властью государства и людьми. В СССР 73 года строили некий социализм и коммунизм, сделав религиозную духовность неким моральным кодексом строителя коммунизма. В 1991 году вся эта материалистическая Вавилонская башня в одночасье рухнула и раздавила вторую Российскую империю — СССР. И опять голод, войны, братоубийства. Опять в моде стало слово «кризис» без понимания его причин и содержания. А ведь человечество и т.н. «гражданское общество» христианские философы предупреждали еще в начале XX века, например, О.Шпенглер: «Социализм — это сделавшееся безрелигиозным жизнеощущение… социалист настаивает на собственной внеконфессиональной религиозности… Это угасание живой внутренней религиозности, которое постепенно формулирует и наполняет собой в том числе даже самые малозначительные черты существования и представляет собой то, что оказывается в исторической картине мира поворотом культуры к цивилизации в качестве климакса культуры…» Кроме историков и философов мало кто знает, и еще меньше понимают, что из-за склонности нашей власти к постоянной заботе о социальной цивилизации Россию будет постоянно вести к закату в то бескультурье, куда попала некогда культурная Европа.

Самое сложное для нашего человеческого понимания — это феномены времени и пространства. Проще всего утвердиться в мысли: ну, какое время, такие и его герои. Но это роковая ошибка ленивого и примитивного разума. Сами посудите: мы в XXI веке, а герои Полтавской, Бородинской битв, обороны Севастополя (XIX и XX вв.), Сталинграда, Москвы (уже скоро без малого век пройдет) разве не современны? Понятно, что не надо объяснять современному русскому человеку, что ребята, воюющие с украинскими и европейскими неофашистами, тоже героические. А почему? Да потому, что, несмотря на внешние обстоятельства, они не утратили «живую внутреннюю религиозность», из которой вырастает любовь к ближнему и к пространству, где эта религиозность выжила и существует. В них цивилизация не убьет культуру. Они точно не пропадут, и за ними будущее.

Упомянутые мною писатели и не думали, что созданные ими образы героев их времени — это часть российской истории, и это были точно символы уже существующие, но это символы, из которых могут развиться куда более страшные образы. Это заметили двое нам известных — Ф.М.Достоевский и Д.С.Мережковский. Читайте «Бесов» — там уже нет Печорина, нет Онегина и нет Чацкого, а куда более страшные лица, и они себя проявили под вымышленными псевдонимами: Ленин, Троцкий, Свердлов, Сталин... Бесы воплотились.

Предупреждал нас и Д.С.Мережковский: «Бойтесь рабства, и худшего из всех рабств — мещанства, и худшего из всех мещанств — хамства, ибо воцарившийся раб и есть хам, а воцарившийся хам и есть черт — уже не старый, фантастический, а новый, реальный черт, действительно страшный, страшнее, чем его малюют, — грядущий Князь мира сего, Грядущий Хам». Написано незадолго до коммунистического переворота 1918 года. И тут бесы воплотились и захватили власть на Руси на 72 года. Сейчас они по большей части переехали в США, страны Европы, и уж, конечно, в т.н. Украину. Да и в нашей России черти лишь притаились и уже лет тридцать соблазняют людей мещанством — мол, обогащайтесь материально. Вместо культуры главенствует позитивизм казенщины, а вместо классического искусства — прозападный модернизм. Черти свою работу знают и делают. Мы же редко извлекаем уроки из прошлого. Хотя сейчас есть какое-то направление — противоядие, подсказанное тем же Мережковским: «Не против Христа, а с Христом — к свободе. Христос освободит мир — и никто, кроме Христа. С Христом — против рабства, мещанства и хамства. Хама Грядущего победит лишь Грядущий Христос».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29137 от 17 октября 2023

Заголовок в газете: Герой нашего времени и пространства

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру