Систему проверки качества школьного образования в РФ подчинили правительству

«Слоны» и ВПР: станет ли проще мониторить знания учеников на федеральном уровне

Всероссийские проверочные работы (ВПР), они же «срезы знаний», в школе повышаются в статусе. Уже с начала следующего учебного года Федеральная информационная система оценки качества образования будет подчинена государству, а не Рособрнадзору, как раньше. Сообщается, что соответствующее постановление правительства подписано, дело за «формированием и введением» новой госсистемы. Чем такой «подъем качества» среднего образования грозит обычному школьнику или учителю?

«Слоны» и ВПР: станет ли проще мониторить знания учеников на федеральном уровне

Если танцевать от печки, то «срезы знаний» в школах РФ появились в далеком уже 2006 году, когда страна присоединилась к системе международного мониторинга качества образования PISA (Programme for International Student Assessment). Происходило это под эгидой Организации экономического сотрудничества (ОЭСР).

То в одном, то в другом классе, начиная с 4-го и по 11-й, появились необычные контрольные задания по разным предметам, включающие метапредметную составляющую. К примеру, в задании по литературе могли попросить подсчитать стоимость билетов в музей, а в варианте по физике — написать формулу химической реакции. Это тестировалась функциональная грамотность, умение школьника сориентироваться, проявить не только затверженные знания, но эрудицию, смекалку и логику.

PISA не единственная подобная организация проверки школьных компетенций в мире. Есть еще система TIMSS, которая оценивает знания по математике и естественно-научным дисциплинам, PARLS — исследование качества чтения и понимания текста, и др.

В 2022 году Россия приостановила участие в международных программах оценки качества образования. «Российская система школьного образования является самодостаточной и может функционировать и развиваться без участия в сравнительных международных исследованиях», — решили в Рособрнадзоре. И подчеркнули, что опыт накоплен и он точно «пойдет на пользу отечественному образованию».

Еще в 2015 году в России появилась собственная гордость в области контроля знаний в школах, ВПРы. Всероссийские проверочные работы для внутренней оценки качества усвоения знаний, в основу которых легли принципы проверки качества образования «по PISA», включая и функциональную грамотность.

Со временем контрольные-ВПР утвердились в школах. И сделались не точечными акциями, как это было с заданиями от PISA, а регулярными и системными проверками. В структуре Рособрнадзора был создан Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), который, по словам экспертов, стал «головой и руками» оценки качества работы школ в стране.

В 2023 году стало известно, что задачи по оценке качества среднего образования перейдут с подведомственного Рособрнадзору уровня на государственный, а ФИОКО расформируют. Специалисты оттуда, впрочем, перейдут в систему ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), известный многим по базе ФИПИ, которая содержат демоверсии заданий к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ и допусков к ним. И в Федеральный центр тестирования — обе организации при Рособрнадзоре.

Чем же для обычного школьника и самих школ обернутся эти бюрократические преобразования? В первую очередь тем, что отменять ВПР в школах никто не собирается. Напротив, скорее всего, проверки усилятся. Международные проекты не вернутся. И, возможно, добавится отчетности у школьной администрации и учителей-предметников. Что несколько расходится с тенденцией на снижение бюрократической нагрузки на учителей, да и с курсом на снижение контрольных тоже.

- Всегда подчеркивается, что результаты ВПР не должны ни на что влиять, кроме именно оценки качества усвоения знаний в школе, —  говорит завуч московской школы Лидия Леонидова. —  Мол, не должны результаты ВПР быть составляющей рейтинга школы. Об этом твердят и в министерстве, и в Рособрнадзоре. Но это не так, на ВПРы еще как смотрят, их учитывают. Их, больше того, пристально сверяют с общей успеваемостью по предмету в классе. Напишут дети плохо — школе минус баллы. Напишут слишком хорошо — могут устроить разбор, почему так.

Но не только поэтому «срезы знаний» — головная боль. Все знают, что и в самом задании может быть «слон». Задачка из курса 8-го класса в 7-м или просто какая-то двусмысленность, разночтение, инвариантность ответа. Поэтому, что скрывать, к ВПРам готовятся задолго, за 1,5-2 месяца минимум. Шлют детям демоварианты заданий, просят дома решать, заниматься на каникулах. Неудобство и в том, что ВПРы обычно ставят весной или ближе к весне, когда в школе идет активная работа с выпускниками, сдающими ОГЭ и ЕГЭ.

Что будет после перевода проверок на госуровень, я не знаю. Могу предполагать, что будет какая-то новая электронная система, портал. Или ее внедрят на уже существующей федеральной образовательной платформе. Она новая и все еще отлаживается. Возможно, туда переведут не только отчетность по ВПР, но и сами задания. Может, это и к лучшему будет, со временем. Но на время тестирования нагрузка на школу возрастет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29219 от 19 февраля 2024

Заголовок в газете: Подъем качества

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру