- Наверное, вы удивитесь, но белгородцы нашли свой способ адаптироваться к окружающей обстановке — это отключать мозги. С началом СВО сфера отдыха среди местных жителей стала пользоваться большой популярностью. Я сама имею к ней отношение, поэтому могу такое утверждать, - говорит директор по развитию белгородского салона тайского массажа Александра Бредихина.
- Несмотря на грандиозные налёты, посетители есть! Их много! Жизнь в городе продолжается, мы же закалённые, – говорит Александра. – Исключением стали лишь те страшные дни, когда у нас погибли люди, в том числе дети. Вообще, каждый проживающий в нашем городе или окрестностях очень остро реагирует на любой характерный звук летящего боеприпаса, военного самолета или чего-то подобного. Каждый знает места расположения бомбоубежищ. Сейчас по вечерам наши улицы пусты. А в первые недели после Нового года так вообще случился апокалипсис: народ целыми днями сидел по домам, боялся выходить на улицу. Все, конечно, понимают, что риск существует. И наши работницы – тайки – это тоже чувствуют. Но никто из них не убегает. С началом СВО оттока мастеров из нашего центра не наблюдалось, как и не было оттока посетителей. Наверное, мы держимся не только за счет оптимизма. А и потому, что, находясь в постоянном стрессе, смогли научиться переключаться на какие-то более радостные вещи.
- Например, сходить в салон и получить сеанс тайского массажа?
- Да. Это не только способ укрепить здоровье, но ещё и отдохнуть мыслями. Второй фактор здесь — ключевой. Представьте картину: человек лежит в салоне на мате, с ним работает тайский мастер, а в это время за окном воет сирена. Всё это — наша реальность. Я сама регулярно хожу в спортзал в фитнес-центре и очень удивляюсь сегодняшнему большому наплыву народа. Сюда идут и те, кто раньше совсем не увлекался спортом. Приходят, лишь бы не оставаться дома. Лишь бы не смотреть телевизор, где много невесёлых новостей. Лишь бы не зависать в смартфонах, где, по сути, - всё то же самое. Они приходят туда, где можно отвлечься, отдохнуть, отключиться от внешнего мира. Наши жители с радостью ходят в местные театры, филармонию. Культурная жизнь кипит! К слову, наш бизнес, деятельность салона, напрямую зависит от окружающей обстановки.
- А как вы объясняете, что тайки остаются здесь и не уезжают? Их не пугает ситуация?
- Они, конечно, боятся. Когда у нас началась практика воя сирен, предупреждающая об опасности, мы мастеров спокойно проинструктировали, как нужно действовать в экстренной ситуации. Обычно инструктаж проводится на английском языке. Мы объясняем, что нужно делать, например, когда ты идёшь по улице, и в этот момент сработала сирена. Как действовать в подобной ситуации, на Белгородчине знают даже дети. За два года выучили. А вот если, не дай бог, в какой-то другой город снаряд прилетит впервые, люди будут растеряны. Как себя вести? Куда бежать? С нами же регулярно проводят разъяснительные мероприятия. Наверное, вы знаете, что Белгород — город первого салюта. Его освободили от немцев в августе 1943 года. В честь этого события и прогремел тогда салют. Но сегодня белгородцы даже под звуки салюта лягут: привычка такая выработалась. Наши тайцы, глядя на нас, тоже многое перенимают. И, кстати, те мастера, что сейчас с нами работают, трудились здесь ещё до СВО. Так что мы к друг другу привыкли уже, доверяем по многим вопросам. Сложности у нас были, когда случилась пандемия ковида.
- Какие?
- Пандемия нашим тайкам показалась пострашнее СВО. Во время неё часть наших классных мастеров уехали к себе в Тайланд и сидели на изоляции. Так что «потеря бойцов» была ощутимая. В то же время те строгие ограничения, которые были в Таиланде во время эпидемии, считаю абсолютно правильными. Кстати, в тайской культуре принято обязательно снимать обувь перед входом в чей-либо дом. Многие тайцы даже скидывают туфли, заходя в храм или магазин - это для них не только способ соблюдать чистоту, а еще и профилактика инфекционных заболеваний. Помимо всего этого, снимание обуви перед входом — для тайцев знак уважения и внимательности по отношению к владельцам помещения. Они также убеждены, что обувь может переносить негативную энергию или духов извне. У нас такое в полном объеме, конечно, не приживётся. В Таиланде ведь не бывает таких суровых зим, как у нас. Так что обувь в мороз особо не сбросишь.
- А близкие из Таиланда за своих родственников, работающих в Белгородской области, не волнуются?
- Они относятся с пониманием. Сейчас же такие технологии передовые. Наши мастера в свободное от работы время часто болтают, общаются с родственниками по видеосвязи. О чем говорят — непонятно, потому что беседа ведётся на тайском языке. Но они обычно во время своих разговоров улыбаются. Значит, общение проходит на позитиве. Все эти разговоры происходят на наших глазах. Сами тайки-мастера, конечно, понимают, что опасность есть. Но, глядя на нас, делают вывод, что жизнь не остановилась.
- А как вообще СВО в вашем регионе повлияло на предпринимательскую деятельность?
- Выжили, как я уже говорила, сферы отдыха и продовольствия. Кто-то совсем закрылся, перевёл свой бизнес в более спокойное место. Я помню, первая большая паника у нас была в октябре 2022 года, когда с украинской стороны прилетело по жилым домам-многоэтажкам. Первые атаки на жилые кварталы ввели население в шок. Вот тогда произошёл большой отток людей из города. У многих бизнес просел, даже продуктовый. Ведь народа стало меньше. Основная масса людей, кто насовсем уехал из города, это те, у кого не было жесткой привязки к месту. Уехали те, кто снимал здесь жилье. Уехали предприниматели, которые вели свой бизнес на онлайн-платформах. Им нечего было терять. Второй отток людей случился уже 30 декабря, перед этим Новым годом.
Кстати, в нашем Шебекино, который «не просыхает» от обстрелов, ситуация с предприятиями просто катастрофическая. Часть из них — под угрозой консервации. Предприниматели даже обращение нашему президенту отправляли. Ведь по сути наша Белгородская земля кормит всю Россию: куриной продукцией, мясом, молоком. Наша продукты поступают в большие сетевые магазины Москвы и области.
- Много людей покинули Белгородскую области насовсем?
- Есть такие. Это, в основном, те, кто жил в приграничных районах. Но там ещё осталось много пожилых и пенсионеров, которые считают уже бессмысленным покидать родные места: «Полагаемся на судьбу. Да и кому мы нужны на старости лет. Всю жизнь на земле прожили и ничего менять не хотим». Кто-то решался и продавал своё жильё, причём задёшево. Но такие цены держались только в пиковые дни. Жильё сейчас здесь продать очень сложно. Если только купит кто-то из своих. А так желающих нет. Если, допустим, чей-то дом получил повреждения, то надеяться на скорую помощь от государства тоже не стоит. Во-первых, это не быстро. А во-вторых, помогут, конечно, не в том объеме, который необходим. И все это понимают. Ситуация сложная. За компенсациями люди стоят в очереди. О наших проблемах знает и президент. Мы до него достучались. А ещё у нас замечательный губернатор — Вячеслав Гладков. Что бы ни происходило, он первым прибывает на место ЧП. Принимает ответственные решения, разруливает ситуацию. Он — настоящий, работает «на разрыв» ради жителей своей области.
С началом СВО у белгородцев ярко проявилась такая черта характера — друг другу помогать. Мы знаем, например, представители каких семей у нас сейчас воюют. Всем миром собираем гуманитарную помощь, отправляем деньги, закупаем необходимые вещи. В этих процессах участвует каждый белгородец.
- А посетители вашего салона делятся личными проблемами?
- Иногда бывает. Но когда в нашем городе спокойный период, мы стараемся вообще не заводить разговоров на больные темы: слишком много этого фона вокруг. Обычно, когда люди приходят, заводят разговоры не о погоде, как это принято у многих, а с вопроса: «Как вы спали?» Это самый насущный для белгородцев вопрос.
- А где ваши тайские мастера обитают вне работы?
- Неподалёку от тех мест, где трудятся. У нас ведь 3 филиала: первый - в самом Белгороде, другие два - в 150 км. Там потише, потому что они находятся дальше от границы с украинской территорией. Ну, и конечно, гораздо безопаснее.
- А у вас мастера — только женщины?
- Да, в тайских спа-салонах трудятся одни женщины. У самих тайцев только такая практика. Если в семье рождается девочка, это — большая радость. Она будет заниматься либо массажем, либо спортом. То есть семья будет прокормлена. Обычно тайка-мастер, приезжающая в Россию, обеспечивает всю свою большую семью. Парадокс, но одна тайская женщина-массажистка обычно «тянет» на себе 10 человек и даже больше: родителей, братьев, сестёр, детей и, конечно, мужа. Она воспринимает это как данность. Мужчины у них особо не утруждают себя работой. Могут посидеть с детьми, поработать по хозяйству, но главный добытчик — женщина. За эти 14 лет у нас был уникальный случай, когда мы взяли на работу семью — мужа с женой. Их звали Биа и Тхун. Но, если честно, на качестве работы это здорово сказалось. Когда тайки здесь трудятся поодиночке, они полностью отдаются своей работе. Работая в семейном подряде, они часть энергии направляют на свою вторую половину, а проще — отвлекаются. Причём у мужчин это отвлечение выражается ярче. Миа делала массажи лучше Тхуна. К слову, я знаю, что в московских тайских салонах случались такие истории, когда мастера заводили романы с клиентами. Даже семейные пары получались. Но у нас за все эти годы подобных случаев ни разу не было. Наверное, потому, что времени на личную жизнь у наших таек совсем нет. Они успевают лишь восстановиться за ночь после тяжёлого трудового дня.
- Мастера довольны своими заработками в Белгородской области?
- Конечно, иначе бы здесь не работали. Не хотелось бы озвучивать цифры. Скажу лишь, что даже по московским меркам зарплата у них очень высокая. А поскольку наши мастера все из провинции, где уровень жизни ниже, чем в городе, зарплата их ну очень устраивает. Для них также важна стабильность выплат. У себя на родине жители Таиланда могут кормиться и фермерством, но это ремесло не так прибыльно, как профессия массажиста.
- А какой возраст у мастеров?
- Где-то от 40 лет и старше. Сами тайки долго не стареют. Порою невозможно определить, сколько мастеру лет: 45 или 55. Такой период «неопределенности» у них длится достаточно долго, в отличие от наших женщин, которые старятся плавно. Но зато тайские женщины в какой-то момент вдруг резко сдают: еще вчера - молодая женщина, а сегодня — уже бабушка. У них такая природная предрасположенность. В нашем центре есть мастера и за 50 лет. Они очень хорошо работают: у них сильные руки, клиенты их хвалят. Примерный предельный возраст, когда тайки заканчивают «массажную карьеру», - где-то за 60 лет. Вот примерно на этом этапе жизни женщина-тайка наконец может заняться более спокойной работой. Например, что-то выращивать на своей земле. А свою эстафету она передаёт дамам помоложе — пусть вкалывают, пока есть порох. Старики в Тайланде обычно работают до глубокой старости. Государственная пенсия у большинства пожилых тайцев, не добившихся в своё время должностей, составляет в среднем 3-5 тысяч бат. Сегодня один тайский бат дороже нашего рубля где-то в два с половиной раза.
- А где и как выбирают мастеров?
- На заре этого бизнеса будущие владельцы спа-салонов отбирали специалистов через доверенных людей в Тайланде. Задачей последних было не только подобрать высококлассного специалиста, но ещё и проверить, соответствует ли он своему статусу. Затем был этап подготовки необходимых документов: нужно было получить разрешение от миграционной службы, оформить рабочую визу. И только после этого специалиста отправляли в Россию. За все эти этапы приходилось платить. Но когда такие связи уже отладились, появился менее затратный способ вербовки мастеров — «цыганская» почта. Например, у нас в центре контрактные условия работы. Мастер трудится год, а потом либо продлевает с нами отношения, либо рекомендует кого-то их своих хороших знакомых. Но обязательное условие: новый мастер должен владеть специальностью в совершенстве. Многие тайские массажистки, которые работали с нами больше трех лет, через год-два опять к нам возвращались. А на тот период отсутствия вместо себя они подтягивали своих хороших знакомых. Причём тайки-старожилы обязательно объясняют новичкам, какие виды массажа больше всего любят россияне. Рассказывают об условиях работы и жизни у нас. Даже сейчас, когда идёт СВО, таек, желающих потрудиться у нас в Белгородской области или где-то ещё, достаточно.
- За эти 14 лет у вас самой не возникало желания сменить деятельность?
- Что вы, напротив! Я люблю свою административно-организационную работу. Потому что когда человеку нравится у нас, он приходит регулярно. Это как добрый знакомый, который захаживает к тебе домой в гости. Когда у тебя ежегодно прибавляются друзья, это же радостно. Но чтобы здесь работать, нужно очень любить людей. Ведь любой человек подсознательно чувствует искренность отношения к себе. Да, сейчас на мне лежит двойная нагрузка, потому что некоторые наши сотрудники не выдержали моральной нагрузки и переехали в более безопасное место. Их можно понять. А мне сегодня приходится выполнять, в том числе, и их работу...