12 февраля 1945-го войска 52-й армии генерал-лейтенанта Константина Коротеева захватили город Бунцлау в Силезии (ныне польский Болеславец). Небольшой населенный пункт не имел серьезного стратегического значения, однако он важен совсем по иной причине. Именно здесь, в Бунцлау, весной 1813 года, в разгар заграничного похода русской армии, громившей войска Наполеона, скончался ее главнокомандующий фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Имя этого царского полководца «реабилитировал» Сталин в самое тяжелое для страны, воюющей с немецко-фашистскими оккупантами, время. Выступая перед воинами — участниками торжественной церемонии в честь очередной годовщины Октябрьской революции 7 ноября 1941-го на Красной площади, Иосиф Виссарионович сказал: «…Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!..» А спустя еще несколько месяцев в числе вновь учрежденных так называемых «полководческих» знаков отличия появился и орден Кутузова.
То есть Михаил Илларионович был очень значимой, духоподъемной исторической фигурой во время войны. Этим и объясняются те события, которые произошли в Бунцлау весной 1945-го, после занятия города советскими войсками.
Однако, прежде чем говорить о них, нужно обратиться к дням куда более давним — ко времени, когда скончался знаменитый военачальник.

По распоряжению императора Александра I Кутузов должен был быть с почестями погребен в Казанском соборе — одном из главных храмов Санкт-Петербурга. Поскольку путь туда предстоял долгий, перед отправкой тело фельдмаршала забальзамировали. При выполнении данной процедуры медики вынули из трупа все внутренние органы, сложили их в специальный серебряный сосуд, помещенный затем в маленький цинковый гробик. Его захоронили после этого на кладбище у деревни Тиллендорф, в 3 километрах от Бунцлау. Исключение было сделано лишь для сердца главнокомандующего, которое поместили в особую герметичную серебряную банку, наполненную спиртом, и положили ее в гроб с телом у изголовья. Эту домовину потом запаяли в цинковый саркофаг и под охраной, при выделенном почетном эскорте отправили в Петербург.
В самом городке Бунцлау несколько лет спустя, весной 1821-го, был сооружен монумент «В память 16 (28) апреля 1813 г. здесь скончавшемуся, ранами покрытому российско-императорскому фельдмаршалу Кутузову-Смоленскому». Проект подготовил архитектор и живописец академик К.Шинкель. На четырехгранном обелиске высотой 12 метров, отлитом из чугуна, сделана надпись: «До сих мест полководец Кутузов довел победоносные войска российские. Но здесь смерть положила предел славным делам его. Он спас Отечество свое и открыл пути освобождения Европы. Да будет благословенна память героя». По углам пьедестала расположены фигуры четырех лежащих львов в натуральную величину (их автором стал скульптор И.Г.Шадов). Спустя еще 72 года, в 1893-м, памятник перенесли к зданию, в котором прожил свои последние дни русский фельдмаршал и где был организован дом-музей Кутузова.
Конечно, в годы гитлеровской диктатуры уцелеть такому прорусскому монументу было невозможно. Немцы демонтировали обелиск и убрали его с глаз подальше. Однако весной 1945-го, уже через считаные дни после того, как части Красной армии выбили гитлеровцев из города, кутузовский мемориал удалось восстановить в прежнем виде.
Таково было поручение командующего 1-м Украинским фронтом Маршала Советского Союза Ивана Степановича Конева, который знал историю, связанную с обстоятельствами смерти и похорон знаменитого русского военачальника. 7 марта он подписал специальный приказ:
«Войсками фронта занят г. Бунцлау.
До этого города великий русский полководец фельдмаршал Кутузов М.И. довел победоносные русские войска в Отечественную войну 1812–1813 гг. 28 апреля 1813 г. смерть оборвала победный путь Михаила Илларионовича Кутузова в г. Бунцлау…
В ознаменование светлой памяти фельдмаршала Кутузова приказываю:
1. Коменданту города Бунцлау учредить почетный караул у памятника фельдмаршалу Кутузову.
2. Всем войсковым частям и отдельным военнослужащим при прохождении мимо памятника фельдмаршалу Кутузову отдавать воинские почести.
3. Приказ прочесть во всех ротах, батареях, эскадронах, эскадрильях, командах».

Сохранились фотографии, запечатлевшие выполнение советскими воинами данного приказа командующего фронтом. На одной из них, датируемой серединой марта 1945-го, видно прохождение в парадном строю пехотного подразделения. Можно увидеть знаменную группу впереди, за ней — группу управления, а дальше маршируют ротные колонны. У памятника стоит почетный караул.
Кроме восстановления обелиска в Бунцлау нашими солдатами было приведено в порядок и место захоронения части останков Кутузова на кладбище в пригородном Тиллендорфе. Здесь сохранился с той давней уже поры — с начала XIX столетия — монумент в виде гранитной колонны с обломанным верхом (это в надгробных памятниках считается символом безвременной кончины). Теперь рядом с ним по решению военного совета 1-го Украинского фронта был создан воинский мемориал: похоронили 141 офицера Красной армии, погибшего в боях на территории Польши и Германии (среди них 42 Героя Советского Союза, что является уникальным случаем для всех воинских погребений, устроенных в освобожденной от «коричневой чумы» Европе).
Возникла путаница (она существовала и до того, и годы спустя) по поводу сердца фельдмаршала. Ведь во многих источниках утверждалось, что сердце Кутузова также погребено в Тиллендорфе. На мраморной надмогильной плите, изготовленной более 200 лет назад, даже выбиты подтверждающие это слова: «Здесь покоится сердце Михаила Илларионовича Кутузова, великого русского патриота и полководца, войска которого освободили свою Родину от наполеоновского нашествия. 1812–1813». На самом деле надпись не соответствует действительности (как и подобные же утверждения, опубликованные в нескольких книгах). Еще в 1933 году в Ленинграде по указанию тогдашнего «хозяина» города С.М.Кирова было проведено вскрытие кутузовского склепа в Казанском соборе, и там участвовавшие в данной процедуре ученые обнаружили помимо останков легендарного военачальника серебряную банку с заспиртованным его сердцем.
По распоряжению все того же маршала И.С.Конева в сохранившемся в центре Бунцлау старинном доме, где была оборудована когда-то штаб-квартира Кутузова и где в своих личных покоях при ней скончался прославленный фельдмаршал, оперативно создали заново музей. Для этого здание в спешном порядке подремонтировали, восстановили мемориальную доску на фасаде (при нацистах она была закрыта толстым слоем штукатурки). Несколько комнат заняли небольшой выставкой, посвященной Михаилу Илларионовичу и его полководческой деятельности: репродукции, фотографии, портреты пришлось в спешном порядке добывать сотрудникам политуправления армии. В соседних помещениях разместили экспонаты, относящиеся к событиям недавнего времени — они рассказывали об освобождении Европы российской армией от гитлеровских захватчиков, о взятии города Бунцлау частями Красной армии и проявленном при этом героизме «наследников славных кутузовских побед».
Торжественные мероприятия приурочили к 28 апреля 1945-го — очередной годовщине смерти великого русского полководца. В них принял участие и главный инициатор оказания почестей легендарному военачальнику прошлого — маршал И.С.Конев.

В деревушке Тиллендорф, рядом с местом захоронения части останков Кутузова, делегация 59-й армии 1-го Украинского фронта во главе с членом Военного совета генерал-майором Петром Лебедевым торжественно установила мраморную доску с надписью: «Великому патриоту земли русской фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову в день 132-й годовщины его смерти, 28 апреля 1945 года».
У памятника полководцу состоялся митинг, в котором приняли участие бойцы и командиры находившихся в этом районе армейских частей. Перед ними выступил командующий 1-м Украинским фронтом. Причем в обращении к своим воинам Иван Степанович Конев использовал слова кутузовского приказа, отданного в начале заграничного похода русской армии. Они оказались теперь, на исходе Великой Отечественной, очень актуальны: «Заслужим благодарность иноземных народов и заставим Европу с удивлением воскликнуть: непобедимо воинство русское в боях и неподражаемо в великодушии и добродетелях мирных! Вот благородная цель, достойная воинов. Будем же стремиться к ней, храбрые русские солдаты!».

После митинга состоялся этот самый парадоксальный парад частей Красной армии в честь фельдмаршала Кутузова.