В СПЧ обсудили, как защитить учителей от травли

Введение оценок за поведения признали способом защиты учителей от травли

Старый учебный год еще не успел закончиться, а педагогическая общественность столицы уже готовится к году грядущему. И в новом «сезоне» 2025/2026 она намерена не допустить пережитков старого, а именно - травли учителей. Одним из эффективных способов борьбы с негативным явлением эксперты считают возвращение оценок за поведение. 

Введение оценок за поведения признали способом защиты учителей от травли

тестовый баннер под заглавное изображение

Как снизить нагрузку на преподавателей? Как защитить их от травли? В связи с этим обсуждается масса аспектов – от повышения учительской зарплаты до реформы оценок. Но самих школьников, а также их родителей, больше всего тревожит введение оценки по поведению. На втором месте по тревогам обучающихся – возвращение устных экзаменов, в свое время вытесненных ЕГЭ. На третьем – недовольство учителями, которые «предвзято относятся к детям».

Сами школьные педагоги, разумеется, желали бы обещанного повышения оплаты их труда, но, понимая, что материальные решения быстрыми не бывают, прямо сейчас мечтают, чтобы в новом учебном году в их родных школах хватало рабочих рук. И чтобы в классах сидели дети, пришедшие за знаниями, а не поразвлечься. На третьем месте среди педагогических проблем – родители, порой терзающие учителей ужаснее, чем их дети, причем круглосуточно. 

На организованном СПЧ (Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека) мероприятии по реализации намеченных планов, помимо обсуждения управленческих мер (новая система оплаты труда с учетом нагрузки и качества работы, снижение бюрократической нагрузки, психологическая поддержка для педагогов) прозвучали и вполне житейские истории, отражающие наш школьный быт.

Так советник Президента РФ, председатель СПЧ Валерий Фадеев отметил, что история, литература и география, хоть и составляют наш культурный код, но остаются на обочине изучения в школе. И такими темпами скоро «еще меньше людей будут знать, куда впадает река Волга»:

- Ситуация сложная, потому что сегодня знания школьников по тем предметам, по которым они не сдают ЕГЭ, фактически никак не оцениваются. Все внимание направлено на подготовку к ЕГЭ. В этом году, по данным Рособрнадзора, есть некая положительная тенденция. Нам нужны инженеры, нужно увеличивать поток абитуриентов на естественно-научные специальности. И действительно, физику, химию, информатику стали сдавать больше. Поток здесь увеличился, но это же Тришкин кафтан. Если больше стали сдавать физику и химию, значит, меньше стали сдавать другие предметы. Историю сдали 12%, литературу - 5,5%, географию - 2,5%. Это даже меньше, чем раньше.

А глава рабочей группы СПЧ по образованию Екатерина Сморода сообщила, что, по ее данным, каждый третий школьный учитель в своей работе сталкивался с хамством. При этом 43% педагогов знают о том, что травле подвергаются их коллеги. 

- Поведение, поступки — результат воспитания, констатировала спикер. - 70% респондентов считают, что нужно выставлять оценки за поведение.

По словам Смороды, в апреле 2025 года был проведён большой опрос, в котором приняли участие 6 тыс. родителей. 80% из них поддержали введение – а вернее, возвращение оценок за поведение.

С 1 сентября 2025 года в некоторых школах России в рамках пилотного проекта введут оценки за поведение для учащихся с 1-го по 8-й класс. Формат оценивания пока обсуждается: это может быть как просто «зачет/незачет», так и трехбалльная (образцовое, удовлетворительное, неудовлетворительное) и пятибалльная шкала от кола до пятерки).

В ходе обсуждения нехватки учителей в школе глава рабочей группы СПЧ по образованию рассказала, как встретила студентку-второкурсницу, преподающую в школе математику в режиме 42 часов в неделю, при том, что норма для взрослого штатного педагога всего 18 часов в неделю. Но в школе нет преподавателей математики, а какой студент не захочет подзаработать? В результате страдают все – и студентка, и школьники, и сама наука математика.

Обсудили эксперты и «душевную травму», по мнению некоторых родителей, грозящую школьникам, которым начнут ставить неуды по поведению. И сошлись на том, что, скажем, шум в классе или беготня на переменах – это нарушение школьных порядков, но, по большому счету, норма для детей школьного возраста. Поэтому положено за излишнюю активность снижение оценки за поведение, а не неуд. А вот пресловутый кол грозит не непоседам, а тем, кто плюет в учителя, кидает в него тряпкой или запирает в лаборантской. А это уже не норма. Ученику, способному на такое, «душевные травмы» не ведомы. И если он не сумеет остановиться, а родители не смогут своему чаду в этом помочь, значит, ему просто не место в школе, уверены выступающие. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру