ВЦИОМ посчитал «тарелочниц»: поужинать на дармовщинку каждая десятая готова, треть мужчин пострадала

Как экономика вытесняет этику из романтических отношений

За разные новшества в отношениях между мужчинами и женщинами взялись не только психологи, политики и отдельные представители РПЦ. Авторитетный ВЦИОМ провел опрос, посвященный тому, как сегодня проходят свидания, кто готов за них платить или не готов и почему, дозрели россияне или нет до разделения счета. Исследователи ввели в обиход прикладной социологии слово «тарелочница».

Как экономика вытесняет этику из романтических отношений

тестовый баннер под заглавное изображение

Главные по чашкам

Всем, кто еще не охладел душой или хотя бы читает форумы в Интернете, очевидно, что в отношениях между полами пролегла трещина. Одни не могут, другие не хотят, и многие так или иначе растерянны. Разбирая «минуты первого свиданья», мужчины все чаще обиженно пишут про чашки кофе, на которые денег не напасешься.

Женщины сетуют на неприкрытые и довольно настойчивые намеки со стороны кавалеров на то, что надо продолжить общение. Даже если в меню были только тот самый кофе и пирожное, но «было уплочено».

«Идет стандартное для общества позднего модерна изменение норм», — считает директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Старые правила и нормы ухаживаний не очень-то работают, новые еще не сформировались. Но отношение к таким «естественным процессам» в обществе разное.

— Как было раньше: мужчина платит за свидание, а женщина следит за красотой, — вспоминает ведущий сотрудник Министерства легкой промышленности, 88-летняя Людмила Березина. — У меня очень много средств уходило, например, на одежду, что-то доставали у перекупщиков по цене 25–75 рублей за одну вещь и больше, что-то шилось в Домах моды на заказ. А обычные соседки, например, волосы укладывали при помощи пива, сахарный сироп применялся как лак для волос. Все шили, все вязали, обувь доставали из-под полы, как и косметику, духи, кремы... Более-менее проще поддерживать красоту стало в середине семидесятых, в восьмидесятые годы.

Женщины затрачивали усилия, на свидания собирались по 2–3 часа, одалживали у подруг туфли и украшения. Мужчины обеспечивали романтику. И они это умели: читали стихи, ухаживали, говорили о высоком, играли на гитаре...

«Пополамщики», «тарелочницы» и другие

Спустя 40 лет, в другой исторической формации, многое переменилось. Например, среди мужской аудитории Интернета популярны идеи «пополамного» бюджета, когда муж и жена, официальные либо гражданские, одинаково вкладываются финансами в быт и дела семьи. Правда, в бытовые обязанности «пополамщики» так же вкладываться не готовы. Но даже если справедливое деление домашних обязанностей происходит, многим кажется логичным распространить «пополамство» и на букетно-конфетный период. И тогда не будет никаких «тарелочниц».

Понятие «тарелочница» (foodie call) сформировалось в «нулевых» годах в англоязычном Интернете. Изначально под этим термином подразумевалось то же, что и теперь: человек инициирует встречу с целью получить бесплатную еду или выпивку, а не из романтического интереса. У нас это нехорошие название используют в женском роде, подразумевая, что развести на обед или ужин и поесть на дармовщинку горазды представительницы прекрасного пола.

В блатной и полукриминальной среде так оно и было. Можно вспомнить автобиографическую повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!», где автор вспоминает о подобном «разводе» в ресторане еще в 1950-е годы. И будущий бард тоже пал жертвой своих юношеских гормонов: девица, которая ему даже не понравилась, ела, пила и танцевала, а потом сбежала. В послевоенное лихолетье, возможно, «тарелочничество» было для кого-то инструментом выживания. Похожее происходило и в «лихие», а для кого-то и голодные 1990-е годы. Однако и тогда подобные «голодные игры» не стали феноменом, каким-то массовым явлением.

Справедливости ради стоит отметить, что вместе с брачными аферистами, которые водились на просторах 1/6 части суши даже во времена СССР, существовал и ресторанный альфонсизм. Подобная сцена есть в фильме «Дамы приглашают кавалеров» (1980), где главную роль провинциалки, приехавшей на курорт в поисках личного счастья, исполняет Марина Неелова. Рассказы о том, как «поел и не заплатил», можно было встретить в Интернете и в нулевые годы. Да и по сей день случается, что красавец мужчина назначает свидание в ресторане, сметает меню и уходит, не оплатив счет.

В недавних криминальных хрониках фигурировал сюжет о банде «тарелочниц» в Москве. В ОПГ числилось 36 человек, «работали» они два года. Банда заманивала мужчин на «свидание» в определенные кафе и рестораны, там дама делала заказ на гигантскую сумму и сбегала. Впрочем, это больше похоже на ресторанное мошенничество, чем на желание набить желудок на чужие деньги.

Две трети консерваторов

Поскольку феномен «тарелочничества» родился в Сети, там он активно и обсуждается. Анонимность и безнаказанность позволяют «электронным собеседникам» раскрыться полностью, и часто не стесняясь в выражениях. Часть публики, мужчины в основном, пишет о том, что использовать финансовые ресурсы мужчин у «меркантильных женщин» в природе. Мол, все такие, нечего святыми прикидываться.

Другие джентльмены настроены более миролюбиво и говорят о том, что им не жалко заплатить на свидании. Но пусть и девушка тогда приходит на него нарядная, с мытыми волосами. Есть замечание от опытных, что они видят «тарелочницу» и помогают ей осознанно, накормив за свой счет. Как «женщине в беде» — такой новый вариант рыцарства.

Спектр женских суждений об этом явлении более широк. Одни пишут о том, что термин женоненавистнический, хотя бы потому, что представлен в женском роде. Другие считают, что так действуют «голодные студентки», которым надо «как-то жить».

Есть дамское мнение о том, что виновниками «свиданий без продолжения» выступают сами мужчины: если и были какие-то мысли игривого характера, то «все упало» при виде того, что пришло на свидание. Дескать, и «скуфов» в том же Интернете, причем русскоязычном, придумали не зря. А на аватарке, с которой имела дело дама, «было фото кого-то другого». Отсюда, по мнению анонимных аналитиков, многочисленные рассказы о «тарелочницах». А причина совсем в другом: кавалер не понравился.

Как бы то ни было, алчные «тарелочницы» привлекли внимание ученых. И вот что они выяснили. Представители старших поколений — «иксы», родившиеся еще в СССР, и постсоветские представители поколения Y (думеры) — привыкли к тому, что на свидании платит мужчина. Даже если это первое свидание, и люди друг другу не очень понравились изначально. Да что там свидание: многие олдскульные товарищи готовы даже на деловой встрече платить за даму-партнера. И могут смертельно обидеться, что его «не считают мужиком».

Больше всего тех, кто готов делить счет на свидании, — среди «младших миллениалов», рожденных с 1992 по 2000 год: их 26%. Немного отстали, вероятно, в силу юношеского возраста, представители «поколения цифры», они же младшие зумеры, рожденные после 2004 года. Среди них настаивают на разделении счета на свидании 23% опрошенных.

При этом можно отметить, что женщинам, даже зрелым, больше свойственна новая этика, а вот мужчинам — новая экономика. Так можно интерпретировать результаты ВЦИОМ по общей выборке. Остаться и основательно закусить на свидании, даже если мужчина не понравился, готова только одна женщина из 10. Подавляющее большинство опрошенных дам — целых 90% — заявили, что никогда такое не практиковали и не намереваются.

28% из общего числа мужчин в опросе утверждали, что хотя бы раз сталкивались с «тарелочницей» (вообще никогда не имели с ними дела 69% представителей сильного пола).

Интересно, что свое осуждение такому виду нахлебничества и обмана лучших побуждений представители двух полов выразили симметрично: «тарелочниц» осуждают 44% женщин и 43% мужчин. При этом большинство все-таки считает, что за свидание, включающее еду и питье, должен расплачиваться мужчина. Так ответила большая часть респондентов мужского пола — 78%. И чуть меньше дам — 62%. Видимо, из опасений попасть в «тарелочницы». В целом получается, что две трети нашего общества исповедует старинную, консервативную куртуазность.

Прижимистые зумеры

И, скорее всего, напрасно. Во времена, когда церемонность ушла из отношений полов почти полностью, а дейтинговые приложения сделали легкими любые знакомства, старые конструкты ведут только к взаимному напряжению. Привыкший к определению «кто девушку ужинает, тот ее и танцует» немолодой повеса в случае отказа чувствует себя обманутым. А дама и вовсе рискует, не оплатив свой кофе с пирожным, подвергнуться домогательствам, физическому преследованию или сталкингу. «В результате сама идея искренности теряет устойчивость: никто не может быть уверен, зачем именно другой пришел», — делают вывод во ВЦИОМ, подчеркивая, что происходит «распад доверия в романтических отношениях».

Во времена, когда средний счет на двоих в московском ресторане или кафе подползает к 10 тысячам рублей, для многих выходит на первый план экономика свиданий. Ведь если кто-то ищет себе спутника жизни, используя дейтинг-приложения или сайты знакомств, так можно и разориться. Нередко один и тот же человек посещает десятки свиданий. В некоторых приложениях для знакомств в России появилась функция «разделить счет». Согласно наблюдениям, ею активнее всего пользуются «средние зумеры» — люди обоих полов в возрасте около 35 лет.

— Я, наверное, как представитель старшего поколения могу утверждать, что раньше не было ни у кого обязанностей на первом свидании, — говорит социальный психолог Валерий Раушинский. — Если ты ухажер, ухаживаешь красиво: водишь девушку в кино, танцевать, кататься на аттракционах в ЦПКО и есть мороженое. Или в ресторан, если есть деньги. За предложение близости после ужина можно было звонкую пощечину получить. В ресторанах всегда водились девицы, готовые раскрутить на икорку и шампанское, все парни о них знали.

— Я работаю в основном с семейными парами, — говорит психолог Марьяна Разумовская. — Соглашусь с опросом, консервативность в романтических стратегиях еще велика. Вдобавок иногда у зрелых мужчин проскальзывает: «Вот сейчас я бы и не женился, побоялся».

Отношения мужчины и женщины — брачные, романтические, бытовые — очевидно меняются. Но ведущая роль в знакомстве, очном во всяком случае, принадлежит мужчине. И он сейчас не очень понимает, как правильно себя вести. Неведомое пугает — отсюда рассказы про этих самых «тарелочниц». Это же химеры и сирены наших дней: с виду притягательные и милые дамы, а внутри сидит хищный Пантагрюэль. А современные Сциллы и Харибды — обычное знакомство и свидание.

Но и без сложных аналогий, если кто-то поел-попил за его счет, ушел и сразу забанил номер, мужчина ощутит себя использованным. Если, окончив первое свидание «с обедом», он требует «продолжения банкета», женщина оскорблена. Потому что в семьях, на улице и на уроках литературы всегда вдалбливалось, что у девушки должна быть стыдливость, у мужчины — удальство и натиск. Вероятно, сначала общество все-таки придет к тому, что надо делить счета. А потом уже к тому, чтобы знакомиться с понравившимся объектом без стеснений, независимо от пола.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29563 от 16 июля 2025

Заголовок в газете: Общество честных тарелочниц

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру