Эксперты признали, что персональные данные россиян не защищены от мошенников

Специалисты дали рекомендации, как противостоять телефонным мошенникам

Телефонные мошенники каждый день совершенствуют способы обмана людей. Во главе угла стоит несовершенная защита персональных данных, а точнее – ее отсутствие. Почему так случилось и как противостоять аферистам – эксперты обсудили на круглом столе в Общественной палате России.

Специалисты дали рекомендации, как противостоять телефонным мошенникам
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

тестовый баннер под заглавное изображение

Классическая схема – звонок человеку с вопросом, сколько ключей нужно от нового домофона, который якобы будут менять в подъезде завтра или послезавтра. Аферист не только узнаёт количество членов семьи, но и запрашивает код от госуслуг или какой-либо коммерческой организации, который якобы нужен для выдачи ключей.

Даже если жертва выдаст неполную информацию, мошенник разместит ее в досье. За остальными данными в ближайшие дни придут (позвонят) его подельники. Если мошенники знают, где человек живет, сколько человек в его семье, кем работает, какие покупки совершает, с кем общается, они выстраивают целый сценарий обмана. В результате человек может потерять сбережения и имущество.

- Каждый россиянин уже не по одному разу столкнулся со звонками на мобильный или стационарный телефоны, когда собеседники пытаются заставить его потерять финансы либо совершить преступление с последующим тюремным сроком от 11 до 15 лет, - констатирует заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. – Это тяжело, особенно для несформировавшихся подростков, которые несут уголовную ответственность с 14 лет. Поэтому мы в Госдуме вводим новое регулирование, связанное с борьбой с мошенничеством на интернет-платформах. Нужно понимать, что никто не будет писать гражданам в телеграме про значимые вещи – например, про задолженность. Государство так не работает.

Представитель Киберполиции России Денис Григорьев добавил, что, прежде чем звонить, преступник узнает о жертве максимум информации. Для этого в кол-центрах, «работающих» по русскоговорящим жителям России и стран СНГ, используется телеграм-бот. Базу данных мошенники получают от жителей стран, куда звонят, в том числе – и в первую очередь - из России.

- У пользователей социальный сетей – избыточные персональные данные, - говорит специалист. - Там и ФИО, даты рождения, телефоны, место проживания, школы и университеты, фотографии. Но люди их вводили тогда, когда о телефонном мошенничестве и речи не шло. Автоматические боты отслеживали открытые страницы и формировали досье, которые поступали в доступ преступным группировкам.

Сейчас громадный потенциал имеет телеграм. Сначала база данных из него выкладывается для продажи, а через год появляется в свободном доступе. Есть и хакерские атаки, в результате которых мошенники получают персональные сведения о сотрудниках компаний. Каждый месяц телеграм предоставляет возможность мошенникам совершить 13 тысяч атак с общим ущербом более 15 миллиардов рублей.

- На телеграм приходится 64% преступлений, на WhatsApp – 30%. На МАХ – 6%. - но, к сожалению, это пока, со временем процент будет расти, потому что злоумышленники переводят потенциальных жертв (в основном подростков и пожилых) из телеграма и WhatsApp в МАХ, - заключает Денис Григорьев.

Директор департамента цифровых технологий Торгово-промышленной палаты Владимир Маслов рекомендует россиянам завести два телефона: один – для хранения персональных данных (личных кабинетов банков, маркетплейсов, «Госуслуг» и т.д.), другой – для звонков и развлекательных целей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру