Верховный суд защитил интересы обманутого клиента банка

Верховный суд поправил коллег, отказавшихся возвращать деньги жертве мошенников

Чтобы защитить свои интересы, клиенту одного из крупнейших банков России, жителю Ельца (Липецкая область), пришлось дойти до Верховного суда. Мошенники взяли на его имя кредит почти на миллион рублей, и банк пытался взыскать эти средства.

Верховный суд поправил коллег, отказавшихся возвращать деньги жертве мошенников

тестовый баннер под заглавное изображение

История мошенничества была довольно банальной: мужчину «развели» по телефону. Сначала ему позвонил якобы сотрудник банка, уведомив, что на его счету - подозрительная активность: кто-то из Челябинской области пытается снять с него деньги. Затем позвонил человек, представившийся сотрудником безопасности банка, через мессенджер WhatsApp (принадлежит Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России) он отправил сканы своих документов. Позже они исчезли. «Безопасник» в целях обеспечения сохранности вкладов предложил установить на телефон приложение для удаленного доступа на свой телефон и некоторое время его не трогать. Мужчина так и поступил. Затем началось то, что, казалось бы, банк должен был счесть подозрительной активностью: 50 тыс. рублей - перевод со счета на карту интернет-банка, 101,5 тыс. рублей - перевод со счета на карту работающего в России иностранного банка, затем еще три перевода по 132 тыс рублей на эту же карту, 625 рублей – комиссия за карточный перевод в стороннем банке.

Это, наконец, заставило ельчанина насторожиться. Он обратился в свой банк и выяснил, что через онлайн-приложение взял кредит на 858 206 рублей сроком на 60 месяцев под 9,3% годовых. К моменту обращения он успел «потратить» (главным образом, перевести «добрым людям») 670 тыс. рублей. Притом, что он этих денег никогда не видел. Но в банке все же посчитали, что деньги он должен вернуть в полном объеме.

Тогда гражданин обратился в полицию. Постановлением старшего следователя местного следственного отделения ОМВД мужчина был признан потерпевшим, началось расследование по факту мошенничества. На основании этого постановления гражданин обратился в суд, где просил признать кредитный договор недействительным, незаключенным, не повлекшим правовые последствия, применить последствия его недействительности. И суд встал на его сторону.

Но банк это не устроило, и разбирательство продолжилось в апелляционной инстанции - Липецком областном суде. И здесь финансисты одержали победу. Суд указал, что договор о выдаче кредита, заключенный через онлайн-приложение (при условии, что им пользуется клиент банка, и это достоверно известно) приравнивается к письменному договору. Кроме того, в правилах банка прописано, что клиент несет ответственность за предоставление доступа к мобильному устройству, с которого осуществляются банковские операции, третьих лиц. Решение суда первой инстанции было отменено, а с пострадавшего гражданина решено было взыскать судебные издержки — три тысячи рублей. В Первом кассационном суде общей юрисдикции с решением коллег согласились.

Правды удалось добиться только в Верховном суде после подачи кассационной жалобы. Высшая инстанция приняла позицию истца, отменила решения судов, принятых не в его пользу, и отправила дело на новое рассмотрение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру