Символ зимы, глинтвейн, напиток из подогретого вина, щедро сдобренного корицей, гвоздикой, мускатным орехом и имбирём, употреблялся человечеством всегда. Однако его история — это путь от лекарственного средства до праздничного атрибута. Рецепты, отдалённо напоминающие современный глинтвейн, встречаются уже в 14-м веке, например, в средневековой рукописи «Форма Кюри», где помимо привычных специй упоминается галангал — родственник имбиря. Но традиция употребления пряного вина гораздо древнее. Упоминания о нём можно найти даже в библейской «Песнь Соломона», а в Британию, как считается, его завезли римляне. Тогда напиток назывался «гиппокрас» (в честь Гиппократа) и употреблялся в первую очередь как целебный тоник, который пили и горячим, и холодным для укрепления сил.
В Средневековье пряное вино оставалось напитком элиты из-за дороговизны импортных специй и сладостей. Мёд, а затем и сахар были ключевыми ингредиентами. Само тогда название «mulled wine» происходит от древнеанглийского слова, обозначавшего любой напиток, смешанный с мёдом. В «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера богатый старый рыцарь Январь пьёт «гиппокрас, кларе и вернаж», чтобы подкрепить свою «мужественность» в первую брачную ночь. А столетия спустя, в 1668 году, Сэмюэл Пепис записал в своём дневнике, что выпил «полпинты глинтвейна», чтобы успокоить нервы перед рабочим днём, — явный намёк на сохранявшееся восприятие напитка как целебного.
Настоящую трансформацию глинтвейн претерпел в 18-м веке, став более изысканным и даже десертным. В популярной поваренной книге Элизабет Раффалд «Опытная английская экономка» (1769) приводится рецепт, по которому подогретое вино с мускатным орехом загущали яичными желтками, взбивали до однородной пенистой массы и подавали в шоколадных чашках с тонкими тостами. Это был уже не просто согревающий напиток, а настоящее кондитерское изделие, бархатистое и нежное.
Но как же глинтвейн стал неотъемлемой частью именно Рождества? Считается, что решающую роль сыграла популяризация викторианских рождественских традиций, в частности, благодаря Чарльзу Диккенсу. В его «Рождественской песни» переродившийся Скрудж предлагает своему клерку Бобу Крэтчиту обсудить дела «за рождественской чашкой Смокинг-Бишопа!»
Поясним: «Смокинг-Бишоп» — это одна из разновидностей глинтвейна на основе портвейна, в который для аромата добавляли запечённые апельсины. Этот литературный образ навсегда связал глинтвейн с духом щедрости, семейного уюта и праздничного чуда.