В 1976 году по инициативе потомков Герцена и под эгидой образованнейшей, начитаннейшей, всезнающей выпускницы историко-архивного института Ирены Желваковой, при содействии Ираклия Андроникова, Булата Окуджавы, Лидии Либединской, Евгения Евтушенко, Григория Поженяна, Василия Аксенова, Натана Эйдельмана была создана уникальная, единственная на планете экспозиция, посвященная драматической судьбе исполина свободомыслия, защитника угнетенных, преданно служившего России, вопреки козням рока.
Благодаря подвижничеству Ирены Александровны наследие нашего выдающегося соотечественника живо и преумножается, присутствие Александра Ивановича ощутимо в каждой крупице, каждой ворсинке, каждой грануле его родового гнезда: расширяются архивные фонды, из-под пера Ирены Александровны выходят исследования об авторе «Былого и дум» (одна из книг, выпущенная в серии ЖЗЛ, отмечена Герценовской премией), о его соратниках и современниках (недавняя изящная работа посвящена знатоку искусств, другу Тургенева и Белинского, Василию Петровичу Боткину), Ирена Александровна постоянно в поиске: раздобывает уникальные реликвии-артефакты... В камерном зальчике, где нашлось место роялю, проводит традиционные встречи с писателями, музыкантами, актерами, режиссерами. Ее скромный кабинетик примостился на чердаке, под крышей, он в прямом смысле вознесен, а не приземлен...
Слушать рассказы Ирены Александровны — о ее друзьях, об опосредованном (из Парижа) участии Андрея Синявского и Марии Розановой в пополнении музейных запасников, о праправнуке Герцена Франклине Ристе, адвокате и дарителе раритетов, о приватной переписке Герцена и банкира Ротшильда, спасшего от секвестра капиталы матери Герцена, на которые зарился Николай Первый, но остался ни с чем, об увлеченных странствиях самой Ирены Желваковой по аукционам и блошиным рынкам ради вверенной ей сокровищницы — сплошное наслаждение. А в минуты наивысшего вдохновения она артистически воспроизводит забавную притчу о Булате Окуджаве, «перекинувшем через забор» музейного оазиса, в редакцию находившегося в соседнем здании детского журнала «Колобок», сказку «Прелестные приключения», где персонажи ведут невинные, но с подвохом разговоры: «Что делаешь?» — «Что хочу, то и делаю». — «Нельзя хотеть, что сама хочешь, а надо хотеть, что все хотят».
Я много раз товарищески советовал Ирене Желваковой не тушеваться, шагать в ногу с веяниями и обычаями нынешней поры, по-хозяйски (и по примеру практично мыслящей передовой части общества) прибрать к рукам вверенный ее попечительству милый неказистый герценовский домишко, приватизировать или арендовать на 99 лет (за беспорочную выслугу моральное право позволяет), снести допотопные старомосковские стены и возвести просторный кирпично-бетонный многоэтажный бизнес-центр с подземной парковкой, а самой расположиться в уютном парадизе не на чердаке, а, как и подобает управительнице, с комфортом, кондиционером и сознанием исполненного долга, на манер прочих достойных форейторов неостановимого прогресса, бесхитростно занявших (и бесславно канувших) находящееся вблизи герценовских пенатов прибежище поклонницы-спонсорши Петра Ильича Чайковского госпожи фон Мекк, где вполне можно было разместить, скажем, выставку русского меценатства, но деловары предпочли забацать банкетные салоны и личные картинные галереи (без права доступа к коллекциям посторонних посетителей), вот и Герцен бы потеснился, вслед за бесправной фон Мекк, отвели бы ему, мятежному, запыленную каморку-кладовку, с него довольно, пусть радуется, что не сбросили с корабля современности в утиль, но Ирена Александровна, вопреки моим заманчивым искушениям, бережно лелеет колыбель провозвестника демократических перемен, отдает дань уважения нетленной памяти глашатая свободы. Недавно открыла выставку, посвященную 200-летию восстания декабристов...
Хорошо, когда к классическому литературному и историческому былому и думам о нем относятся с пиететом, заново осмысливают, творчески соскребают патину и актуализируют, приближают и приспосабливают к заоконным реалиям (какое, милые, тысячелетье на дворе?)...
Коллектив «МК» желает Ирене Александровне Желваковой деятельного долголетия и новых свершений во благо отечественной культуры.