«На очереди Кен с недержанием мочи»: почему маленькие россияне калечат своих кукол

После появления барби-аутистки родители признались, что их дети калечат кукол

Появление за океаном барби-аутистки неожиданно выявило проблему отечественных детей. В родительских чатах, обсуждающих, нужны ли нашим детям куклы-инвалиды, некоторые признались, что их дети… инвалидизируют своих кукол сами. Мы спросили детских психологов, что это значит и насколько опасно.

После появления барби-аутистки родители признались, что их дети калечат кукол

тестовый баннер под заглавное изображение

Большинство мам и пап маленьких россиян, отрывающих своим игрушкам ноги, руки, хвосты, уши, а то и головы, боялись в этом признаться, «а то диагноз пришьют». Но в детсадах и на дворовых игровых площадках такие наклонности не скрыть – и тайное рано или поздно становится явным. Известие о том, что американцы выпустили первую в мире куклу Барби с расстройством аутистического спектра, породило в Рунете дискуссию, нужны ли больные куклы нашим детям, ведь Барби с аутизмом лишь одна из целой линейки, в которую входят также Барби в инвалидной коляске, слепые, с синдромом Дауна, с протезом вместо ноги, со слуховым аппаратом и с витилиго. Многие дети уже знают о существовании таких кукол, а некоторые даже уже видели их у сверстников. Среди пользователей российских родительских чатов признавшихся в том, что приобрели своему ребенку такую игрушку, не нашлось. Зато нашлись те, кто решился анонимно признаться в отношении своих чад к подобным проблемам с кукольным здоровьем.

- Моя четырехлетняя дочь сама отрывает своим куклам то ногу, то руку, а потом лечит их, - признается мама из Краснодарского края. – Впервые заметив такие игры, я разволновалась. Но муж только посмеялся: сказал, что, видимо, мы растим будущего хирурга, ну и я тоже успокоилась. Пока не увидела, как моя Лиза кромсает кукле лицо. Я спросила: "Что ты делаешь?" А она мне отвечает, что сейчас будет делать Марфе, так зовут куклу, пластическую операцию.

Эта мама очень испугалась, вдруг у дочери странные наклонности, но обратиться к детскому психологу для нее оказалось еще страшнее:

- Если такое дойдет до нашего садика, то Лизу немедленно исключат! – уверена мама девочки. – Они там только и ждут повода местечко освободить для своих. А у нас городок небольшой: если врач что-то у Лизы найдет, даже пусть ошибочно, сплетен потом не оберешься.

Некоторые родители, признаваясь в аналогичных поступках своих чад, нарочно травмирующих свои игрушки, а это не обязательно именно куклы, более оптимистичны. Одни верят, что дети сами это «перерастут». А другие считают, что виновато окружение.

- Наши дети – это отражение нас самих в миниатюре, - уверен отец с юга России, чей пятилетний сын избил своего плюшевого мишку, которого прежде обожал. – У сына в саду все восхищаются отцом одного из мальчиков, он чемпион по борьбе. Мальчишки покрепче пытаются бороться друг с другом – воспитательница жаловалась, что не успевает разнимать. А наш против них мелкий, но дома решил тоже борцом побыть, медведя вот отколошматил, хотя до этого заснуть без него не мог.

- Вас это не пугает?

- Нет, потому что дети тут ни при чем, они копируют нас же. У соседки дочка в том же детском саду научилась отрезать куклам носы и, уж извиняюсь, приделывать им бюст из добытого дома маминого бюстгальтера, набив его ватой. Просто девочки этого же детсада восхищены не папой-борцом, а мамой-блогером одной из девочек, которая переделала себя всю и ведет подкаст в интернете. Может, с себя начать и подать детям другой пример?

Но вот мамы и папы детишек, действительно имеющих хронические заболевания, уверены, что их дети «инвалидизируют» кукол именно для того, чтобы хотя бы с ними быть «как все».

- Моя дочь-младшеклассница носит очки и брекеты, - делится мама из Москвы. – Она очень не хотела, но мы всей семьей уговаривали Агатку потерпеть ради ее же будущей красоты. Даже приводили в пример красивых актрис и моделей, которые тоже в детстве были очкариками и исправляли прикус. Убедили, а потом смотрим: Агата наша дедушкины очки напяливает на свою плюшевую собаку! А в пасть ей засовывает, уж пардон, дедушкины же съемные протезы! Я ее спрашиваю: "Зачем?!" А она мне: "Ну, кто-то же должен страдать так же, как и я!" А Диане с Миланой, это имена ее кукол, дедовы очки и зубы велики.

Мама признается, что даже не нашлась, что ответить. Зато родители детей, вынужденных носить слуховые аппараты или специальные гаджеты, как дети-аутисты, заверили ее, что это нормально.

- Куклы же не зря делают по образу и подобию девочек, - говорит мама, чья девятилетняя дочь страдает от подобного расстройства. - Девочки играют в дочки-матери с куклой, отождествляя ее со своим ребенком или с подругой. И вполне естественно, что им хочется, чтобы она была такой же, как они.

Действительно, хотя далекие от темы думают, что расстройство аутистического спектра невооруженным глазом не заметно, те, кто знаком с аутизмом не понаслышке, отмечают, что у новой Барби есть все, чтобы сойти за «свою» среди детей с этим заболеванием.

- Кукла отражает именно то, что знают о себе аутисты, а обычный человек о них не знает, - говорит детский психолог Марина Малинкина. – Взгляд куклы направлен немного в сторону, что символизирует избегание прямого зрительного контакта, характерное для многих аутистов. У новой Барби подвижные локти и запястья, позволяющие кукле воспроизводить наиболее частотные жесты, используемые аутистами для саморегуляции и/или выражения эмоций. В «приданое» куклы входит спиннер для снятия стресса, наушники с шумоподавлением для снижения сенсорной нагрузки и планшет с кнопками коммуникации для облегчения взаимодействия. Все это обычно имеют при себе и настоящие, а не кукольные аутисты. И одежда у них такая же - свободного кроя из натуральной мягкой ткани, обувь мягкая, на плоской подошве, никаких шпилек и мини-юбок, создающих ощущение, что эта кукла из некоего иного, более счастливого мира здоровых людей.

Заокеанские создатели аутичной Барби так и обозначили свою цель: «дать возможность большему числу детей увидеть себя в образе Барби». Однако на их родине большинство психологов выступило с критикой – мол, аутичный ребенок с аутичной же куклой – это уже перебор и двойное указание на заболевание. Осталось еще выпустить для мальчиков Кена с диссурией (недержанием мочи), чтобы никто уж точно не усомнился, что этот мальчик писается в постель.

Наши детские психологи не столь категоричны:

- Нормально, когда ребенок хочет увидеть в кукле свое подобие в миниатюре, - говорит детский психолог Марина Малинкина. – Нормально даже, если ребенок борется, скажем, со своим плюшевым мишкой. Если это игрушечный друг нашего ребенка и нас не пугает, что сын или дочь беседую со своим мишкой, то, образно говоря, друзья могут и поссориться и даже подраться. Старая игра в доктора и новая игра в пластического хирурга и косметолога тоже объяснима. Раньше дети ставили куклам укол в мягкое место для их здоровья, а теперь увеличивают куклам ягодицы. И пока взрослые не изменят свои приоритеты, у детей они будут такими же, только до поры игрушечными. Что должно насторожить? Если ребенок портит игрушки, будь то куклы, животные или всякие чебурашки, а потом их «лечит» - это еще не беда, возможно, у вас и впрямь растет будущий хирург или ветеринар. А вот если чадо регулярно, агрессивно и безжалостно калечит игрушки, после чего бросает их, или прячет их сломанные «останки» в укромных местах, лучше все же проконсультироваться с детским психологом. И не надо готовиться к чему-то страшному: такое поведение может быть отражением неких проблем в здоровье самого малыша, а он еще слишком мал, чтобы объяснить словами, что именно его беспокоит.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29683 от 14 января 2026

Заголовок в газете: Барби-аутист: что дальше?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру