Товарищи матросы, задраить юбки!

Нехватку контрактников на боевых кораблях восполнят женщины?

На днях командующий Северным флотом Николай Максимов заявил, что на кораблях российских ВМФ смогут служить женщины. Это неожиданное заявление вице-адмирал с севера сделал, когда находился в походе в теплом Средиземном море. Но до этого наши моряки всегда твердили: женщина на корабле – к беде. «МК» решил разобраться, так ли опасна красавица на эсминце и существуют ли реальные перспективы у прекрасной половины россиян попасть «на борт».

Отчего военно-морские чины вдруг вспомнили о женщинах, вроде понятно: с 1 января 2009 года весь надводный флот переводится на контракт. Добровольцев не хватает – одной красивой формой мужчин нынче не заманишь, а зарплата у мичманского и матросского состава не намного выше прожиточного минимума. Женщины же вполне могут согласиться служить за небольшие деньги, и строгая черная форма с золотыми погонами им к лицу, да и возможность устроить личную жизнь в сугубо мужском коллективе тоже не надо сбрасывать со счетов.

Сегодня женщин в ВМФ служит очень много. Но – в береговых частях. В море они выходят лишь на госпитальных судах, но это все же не боевой корабль. Да и в многомесячные походы плавающие госпитали не ходят. Тем более, что размещение женщин на кораблях всегда было проблемой – места там очень мало, и выделять кубрик ради одной-двух особ нерационально.

И тем не менее, столкнувшись с кадровой проблемой, военные по-новому взглянули на ситуацию, и оказалось, что должностей для женского персонала – масса. Один из экспертов заверил «МК», что дамы могли бы выполнять не менее 60% работ! А все потому, что современные корабли все более автоматизируются, сокращается необходимость в грубой силе для управления ими. Именно поэтому женщина «пригодна» почти на любую работу, в основном, конечно же, операторскую. Это операторы-связисты, телефонисты, оператор радиолокации, акустики, штурманы… Скорее всего они не смогут служить в электромеханической боевой части и в морской авиации.

Правда, возникает вопрос – не придется ли перестраивать корабли под новый персонал. Англичане, к примеру, с этим уже столкнулись. Их Минобороны строит шесть новых эсминцев, рассчитанных как раз на смешанные экипажи. Там имеется 48 отдельных и несколько десятков двухместных кают и запирающиеся душевые кабинки. Сможет ли Россия позволить себе такую роскошь?

Ну и проблему полов нельзя сбрасывать со счетов: далеко не каждой женщине придутся по душе домогательства всех и каждого. Военный корабль все же – специфическое место.

Замначальника пресс-службы Минобороны РФ, капитан 1 ранга Игорь Костышин, заверил «МК», что эту проблему можно утрясти:

– Существует богатый зарубежный опыт. В Норвегии, Франции, Великобритании женщины служат на военных кораблях наравне с мужчинами. В Норвегии они есть даже на подводных лодках. Чтобы ввести такое положение в России, нужно подготовить законодательную базу, тщательно все прописать, ужесточить меры наказания в части взаимоотношения полов. То есть к этому нужно серьезно готовиться.

И все же… русские моряки – народ суеверный. Значит, воплощение идеи в жизнь вызовет ожесточенное сопротивление. Хотя, если служить в ВМФ будет некому, на традиции закроют глаза. Но убедить моряков в том, что женщина на корабле – к счастью будет сложно.