Для москвичей кризис не еда

Меньше продуктов горожане покупать не стали

03.06.2009 в 20:32, просмотров: 4986
Свершившийся факт: психология покупателей в кризисное время круто изменилась. Чему теперь отдают предпочтение москвичи? “МК” провел исследование вместе с социологами.  

Первое, что выяснили ученые: россияне в целом и москвичи в частности готовы экономить на чем угодно, кроме продуктов. Причем это не просто ощущение — социологи каждый день меряют покупки граждан в тоннах и рублях.  

— С 2007 года мы отслеживаем, какие товары, по какой цене и в каком количестве приобретают люди. Наблюдаем за разными группами населения — богатыми и бедными, молодыми и старыми, — говорит президент “Ромир”, доктор социологических наук Андрей Милехин. — У нас есть специальная технология: почти 3000 москвичей сканируют штрихкоды всех купленных товаров и отправляют информацию в режиме онлайн в нашу базу данных. Тенденции последних недель нас удивили.  

Набирает все большую популярность пища, которая испокон века присутствовала на столах россиян: кефир, творог. А вот продукты, которые пришли уже в постсоветское время, в кризис пользуются куда меньшим спросом. Питьевые йогурты прекратили покупать 20% семей, соки в пакетах — 16%, кофе в зернах — 4%. Несмотря на сезонность, снизились даже продажи пива — на 12%.  

Зато в явном плюсе — водка и коньяк. Причем не из дешевых. Поразительно, но остался спрос не только на качественный алкоголь, но и на такие деликатесы, как красная икра и премиальный шоколад. По логике народ должен переходить на карамельки и дешевые напитки. Нет! Общие продажи дорогих продуктов выросли. Почему?  

— Горожане опять возвращаются к так называемым продуктовым подаркам. Их вручают на дни рождения и праздники, — комментирует Андрей Милехин. — Покупка этих товаров в качестве подарков компенсировала отсутствие повседневного спроса.  

Еще один значимый факт: москвичи начали запасаться продуктами и хозтоварами впрок. Покупают самое необходимое: сахар, соль, муку, туалетную бумагу, шампуни и презервативы. А лидируют в перечне товаров неприкосновенного запаса макароны и стиральный порошок. Правда, самые дешевые. Спрос на дорогие итальянские макароны, напротив, упал на 26%.  

Заметив всплеск покупательской активности, активизировались ритейлеры. Доля товаров, изготавливаемых под маркой сети (т.н. private lable), выросла в супермаркетах на 20%. Если прежде такие продукты были популярны у не слишком богатых горожан (они заметно дешевле), то теперь ими не брезгуют и представители среднего класса.  

— Группы со средним доходом (15—50 тыс. рублей в месяц на каждого члена семьи) не сокращают покупки, а переходят на простые продукты под менее дорогими брендами, — говорят ученые. — Бедные слои населения (до 15 тыс. руб. на члена семьи) уменьшили и траты, и количество покупок. А высокодоходные группы (больше 50 тыс. руб.) не только не сократили потребление, но даже увеличили. Они начали экономить на отдыхе, на приобретении люксовых товаров. Но в товарах первой необходимости никакого сокращения нет. У представителей этой группы доля расходов на поддержание жизнедеятельности несущественна, составляет меньше 10% общих трат, даже если они ходят в элитные супермаркеты.  

Социологи заметили: в будние дни в столице всегда идет снижение покупок, зато в выходные и праздники их количество взлетает. Это говорит о том, что москвичи, похоже, опять стали отовариваться на всю неделю в гипермаркетах, где цены ниже, чем в магазинах у дома.  

По словам психологов, сейчас становятся немодными бездумные траты. Люди готовы нести в ремонт холодильники, телевизоры и мобильные телефоны, хотя еще год назад выбросили бы забарахливший гаджет без сожаления. Общество потребления, в которое мы так стремительно ворвались, больше не вызывает восторга. Граждане словно протрезвели, осознав, что им столько лет навязывали сомнительные ценности. Однако в уныние не впали. “Россия — страна уникальная, — рассуждает Андрей Милехин. — На протяжении своей многовековой истории она переживала столь сильные экономические и политические потрясения, что у народа к ним выработался определенный иммунитет. И в этом смысле Западной Европе, привыкшей к стабильности и гарантиям, сегодня приходится гораздо сложнее, чем нам”.

Cправка “МК”  

Молодежь предпочитает путешествия походам в ресторан и кино. Больше половины респондентов в возрасте 18—24 лет (56%) готовы экономить на развлечениях, но не на отдыхе (37%). Пожилые люди (старше 60) вдвое реже, чем 25—34-летние, отказывают себе в досуге (27 и 53% соответственно).

В условиях кризиса от покупки новой одежды готовы отказаться почти две трети россиян (61%).