20 лет прошло с тех пор, как в состоянии эйфории граждане ГДР и ФРГ впервые совершенно беспрепятственно преодолели КПП на Борнхольмер-штрассе. В честь этого исторического события, к которому, впрочем, не все относятся однозначно, вчера в Берлине прошли масштабные мероприятия.
В центре празднования годовщины вчера оказалась символическая “Берлинская стена”, построенная из пенопластовых плит, составленных по принципу домино. Высота блоков — 2,5 метра, ширина — 1 метр, а толщина — 40 см. Все гигантские плиты разрисованы художниками и обычными людьми, на каждой из них — свой взгляд на события тех дней. Пенопластовая стена растянулась на 1,5 километра от Потсдамер-плац до здания Рейхстага. Правда, простояла она недолго. В присутствии лидеров государств, среди которых были Дмитрий Медведев, Хиллари Клинтон, Николя Саркози, символ разделения Берлина пал: мощный толчок в первый блок — и по цепочке повалились все остальные.
Но исчезли ли барьеры внутри самих людей? В конце октября Лейпцигский институт рыночных исследований по заказу газеты Leipziger Volkszeitung провел опрос, согласно результатам которого каждый восьмой немец хотел бы вернуть Берлинскую стену на место. Даже по прошествии двух десятков лет жители ФРГ продолжают за глаза делить друг друга на “осси” и “весси”. Отрицать этот факт не могут и политики.
“Объединение Германии еще не завершено, — заявила вчера в интервью канцлер Ангела Меркель. — Мы должны принимать во внимание различия (между Востоком и Западом. — “МК”.), если хотим на территории всей страны создать одинаковые условия жизни”.
Мнение эксперта
Научный сотрудник программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Штефан МАЙСТЕР:
— В Германии, особенно в бывшей ГДР, до сих пор существует ностальгия по былым временам. Ведь многим, особенно людям старшего поколения, чье детство прошло при социализме, так и не удалось найти свое место в капиталистическом мире. Им приходилось жить на пособия Западной Германии и все время чувствовать себя обязанными ей. Именно они больше всего сожалеют по поводу падения Берлинской стены. Но среди молодежи этот барьер почти не заметен. Пройдет еще 20 лет — и вряд ли о такой проблеме кто-нибудь вообще будет задумываться.
МЕРКЕЛЬ отметила падение стены в сауне:
“Падение стены 9 ноября 1989 года стало для нас в ГДР неописуемым событием. Я тотчас позвонила своей маме, чтобы напомнить ей о старинной договоренности: если стена больше не станет препятствовать нашим поездкам, то мы пойдем в “Кемпинский” есть устриц, — поделилась Меркель.
САРКОЗИ ломал стену киркой:
“Добравшись до Западного Берлина (9 ноября 1989 года. — “МК”.), мы отправились к Бранденбургским воротам, где уже собралась толпа, требовавшая открытия границы. Мы были окружены собратьями, которые разбивали цемент на кусочки”.