Молодость знает, что старость могла

Экскурс в холодную осень 1941-го

Ветераны Великой Отечественной уверяют, что нынешняя осень в Подмосковье напоминает ту, родом из 41-го, заполненную боями, в которых зарождалась и Великая Победа. Следующая весна станет 65-й победной. Какая же долгая дорога вела к ней! Теперь о том свидетельствуют хроники, памятники, братские могилы. Важно, чтобы в первую очередь новые и новые молодые поколения не забывали о них.

И вот уже все те же неутомимые ветераны становятся гидами и ведут по памятным местам школьников, благо у тех неожиданно из-за разгулявшегося гриппа образовались длинные осенние каникулы.  

— Я хочу сельским ребятишкам рассказать о примечательных местах Серпухова, повести их туда, где проходила линия фронта, когда враг рвался к Москве. С нами едут еще несколько ветеранов войны и тыла, — говорил председатель объединенного городского и районного совета ветеранов Анатолий Железнов, пока автобус заполняла ребятня из села Липицы и окрестных деревень.  

У Железнова с собой книга, над которой он долго работал. В ней собраны материалы, связанные с битвой под Москвой, рассказы о памятниках воинской славы, воздвигнутые на серпуховской земле. Десятки ее экземпляров посланы в библиотеки, школы, музеи. На сей раз он прихватил ее специально для этой экскурсии, чтобы процитировать кое-что из хроники событий. Ее вели по решению секретариата МК и МГК ВКП(б). И вот они вновь встретились, день дальний и нынешний.  

“6 ноября, четверг (138-й день войны). …Бомбардировочная авиация Западного фронта нанесла удары по аэродромам противника в районах Ржева, Калуги, Алексина, Сычевки, Юхнова. Уничтожено 14 немецких самолетов. Под Москвой уничтожено 34 немецких самолета”.  

Серпухов немцы крушили с земли и с воздуха. Здесь погибли две с половиной тысячи мирных жителей, разрушена была почти половина жилищного фонда.  

“10 ноября, понедельник (142-й день войны). Части 49-й армии развернули бои с противником, который пытался прорваться южнее Алексина, в тыл 50-й армии… Особенно ожесточенные бои происходили на рубеже Тула—Серпухов”.  

Погибших хоронили в том числе и на Красной горе, ставшей уже в наши годы мемориальным комплексом. Здесь в земле лежат 1918 павших защитников московских рубежей. Над ними возвышается памятник, воспроизводящий тот, что стоит в берлинском Трептов-парке. Между прочим, оригинал работы Вучетича. То есть сначала был этот монумент, установленный в Серпухове, а уж затем его собрат, увезенный в Германию.  

Здесь ветераны уже привычным жестом снимают шапки. Мгновенно этот жест повторяют и пацаны, переставшие переговариваться и ежиться от ледяного ветра. Потом ребятишки бредут вдоль скорбного ряда плит с фамилиями павших, отыскивая знакомые. И немеют, встречая свои фамилии, но с незнакомыми инициалами рядом.  

— Здесь, с нами, Павел Николаевич Козленков, участник знаменитого ноябрьского парада на Красной площади. Сегодня он уезжает в столицу, на встречу с ветеранами, также принимавшими участие в том марше, — Железнов вновь поражает воображение школяров, знакомя их с человеком-легендой. Они вряд ли смотрели по телевизору хронику того далекого парада. Возможно даже, что не все хорошо усвоили и урок истории, проведенный на эту тему в школе. Но вот с момента, когда услышали подробности далекого ноябрьского дня из уст самого участника легендарного события, вряд ли когда забудут факт, что перелом в боях за Москву как раз с того парада и начался.  

От братской могилы, на плитах которой высечены и имена 33 воинов 178-го истребительного авиационного полка, ветераны со школьниками направились к памятнику-самолету, установленному возле развилки дорог, одна из которых ведет в Протвино, вторая в село Дракино, к пойме Оки, с которой как раз и взлетали самолеты, охранявшие небо столицы.  

Про самолеты — эта тема ребятне знакома. В их родной липицкой школе есть замечательный музей, в котором масса материалов, рассказывающих о боевом пути 178-го полка, командовал которым подполковник Роман Иванович Раков. На самом видном месте своего рода боевой отчет о том, что с июня 41-го по осень 43-го летчики совершили 4094 боевых вылета, в 79 воздушных боях уничтожили 40 самолетов врага. Раков лично 65 раз летал на боевые задания, сбил два “юнкерса”.  

Командиром экипажа одного из ночных бомбардировщиков был серпуховчанин Павел Радчук. Совершил 207 боевых вылетов. В 43-м к его многочисленным боевым наградам прибавились орден Ленина и медаль “Золотая Звезда”. Через три месяца после награждения самолет Радчука был подбит. Хоронили бесстрашного летчика на Красной горе.  

— Ветеранов остается все меньше, уходят из жизни. В Серпуховском районе их осталось 120 человек. В Серпухове — 950. Но они все равно на переднем крае. Вот с молодежью работают. Не должны уйти в забвение все мгновения, из которых и складывалась Великая Победа. — Анатолий Железнов с любовью оглядел ветеранов и ребятню, с которой еще предстояло ехать к другим памятникам и обелискам, возле которых они вместе вспомнят о том, что старшим поколением и не забывалось, а молодежи надо знать.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру