Что в умме у мусульман?

Абдул-Вахед Ниязов считает, что власть должна помочь им объединиться ради противодействия радикалам

Абдул-Вахед Ниязов считает, что власть должна помочь им объединиться ради противодействия радикалам
Шейх Равиль Гайнутдин и Абдул-Вахед Ниязов на Совете муфтиев России.
Недавние события взбудоражили многомиллионное сообщество российских мусульман. Председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджутдин выступил с инициативой объединения мусульман России. Затем последовала серия встреч и заседаний. Уже сформирована рабочая группа по подготовке заседания Согласительной комиссии. Первая ее встреча состоится 1 февраля в Москве. Сегодня гость “МК” — руководитель Общественного крыла одной из трех духовных структур, участвующих в объединительном процессе, — Совета муфтиев России, президент Исламского культурного центра России Абдул-Вахед НИЯЗОВ.

— Почему российская мусульманская община до сих пор разъединена?  

— После распада СССР процессы дезинтеграции возобладали на всем постсоветском пространстве. И все же мусульманская община России сохранила в это непростое время свои основные структуры. Сегодня все региональные духовные управления подчиняются трем основным центрам: Совету муфтиев России (СМР), который возглавляет муфтий Равиль Гайнутдин, Центральному духовному управлению мусульман России (ЦДУМ) во главе с муфтием Талгатом Таджутдином и Координационному центру мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) во главе с руководителем карачаево-черкесского Духовного управления Исмаилом Бердиевым.
Они находятся в постоянном общении и координируют совместные культурные и социальные акции. Но не всегда и не во всем общение протекает гладко и без разногласий. На это влияют не только амбиции отдельных муфтиев, но и этнокультурные различия. И все же события декабря прошедшего года свидетельствуют: необходимость объединения осознана всеми главами духовных управлений.  

— Как сегодня обстоит дело с переговорным процессом?  

— Призыв Талгата Таджутдина прозвучал 25 ноября в преддверии мусульманского праздника Курбан-Байрам. В ответ 5 декабря в Уфу прибыли делегации представителей СМР и КЦМСК. По просьбе главы СМР Равиля Гайнутдина мне посчастливилось принять участие в этой встрече. А затем прошли заседания руководства трех структур — Координационного центра мусульман Северного Кавказа 9 декабря в Кисловодске, Совета муфтиев России 15 декабря в Казани и Центрального духовного управления мусульман России 1 января в Булгарах. В ходе этих встреч были утверждены кандидатуры членов рабочей группы по подготовке заседания Согласительной комиссии.  

В составе делегации, которая отправилась в Уфу, присутствовали от Духовного управления Дагестана глава исполкома Российского конгресса народов Кавказа Ахмед Азимов, а от чеченской стороны — депутат Госдумы Алид Яхихаджиев. И со стороны Талгата Таджутдина в той встрече принимали участие целый ряд близких ему общественных деятелей. Объединение российских мусульман — это не только объединение духовенства. В исламе нет канонического разделения на духовенство и мирян. Но есть община — Умма. Она включает как религиозных деятелей, так и активную часть верующих. Миллионы наших сограждан хотят видеть мусульманское сообщество нашей страны единым.  

Труднее всего переговорный процесс шел в самом ЦДУМ. Скептически настроенные комментаторы сомневались в последовательности возглавляемой Талгатом Таджутдином организации, считая ее “слабым звеном”. Но пленум ЦДУМ в Булгарах поддержал процесс объединения. Теперь пришла пора первой встречи рабочей группы.  

— Прошла информация, что Кремль имел отношение к запуску объединительного процесса. Якобы он начался после того, как Уфу посетил советник Администрации Президента России Алексей Гришин. Как способствовали ему позиции регионалов — Рамзана Кадырова, Минтимера Шаймиева и Юнус-бека Евкурова?  

— Региональные лидеры высказали поддержку этому процессу и с вниманием следят за ним. Ведь и Кадыров, и Шаймиев, и Евкуров — люди, к мнению которых прислушиваются миллионы наших единоверцев. Важна не только поддержка региональных руководителей. Не секрет, что руководителями страны ведутся консультации по данному вопросу. Очень важно, что они проходят конструктивно.  

— Что принесет объединение мусульманам России?  

—  Оно позволит с большей эффективностью реализовывать ключевые для развития российского общества проекты. Среди них — общероссийский просветительский исламский телеканал, выстраивание единой системы религиозного образования и просвещения...  

Объединение помогло бы решить проблему радикализации мусульман Северного Кавказа.  Объединительный процесс позволит избавиться от одиозных фигур в духовных структурах  и позволит системным духовным лидерам, а не протестным неформальным активистам, определять развитие мусульманского сообщества России.
История свидетельствует: когда мусульмане России были едины, наша страна не знала, что такое религиозный экстремизм и использование ислама в борьбе против российской государственности. Непременно нужно вернуть утраченное единство, чтобы решить эти проблемы. Это будет способствовать диалогу и разрешению различных вопросов межрелигиозного характера.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру