Около автовокзала рядом со “Щелковской” привычно останавливаются пригородные и междугородные автобусы, они ждут пассажиров, чтобы увезти их в десятки разных городов. Недалеко от входа стоит автобус во Фрязево.
— Здравствуйте! Вы слышали, что с первого числа все междугородные автобусы должны быть оснащены ремнями?
— Слышал. Только я работаю в пригороде. На нас это не распространяется. Вообще, этим отдел эксплуатации занимается, мы только баранку крутим.
— Ремнями оснащаются только новые автобусы, — рассказал “МК” ведущий инженер отдела эксплуатации автовокзала Андрей Долженко, — выпускающиеся где-то с 2006 года. Да и то на них ремни стоят лишь на передних сиденьях. Единственная марка, выпускающая автобусы, где ремни везде, — “Неоплан”, но их не так много. У нас было очень мало времени, чтобы что-то предпринять. За несколько дней все не сделать.
Г-н Долженко пожаловался “МК”, что постановление правительства застало их врасплох. Во-первых, перевозчикам банально негде взять эти самые ремни безопасности. Во-вторых, во многих автобусах, особенно старых, крепления ремней просто не предусмотрены.
— Все изменения конструкции транспортных средств должны быть сертифицированы. Тем более такая важная вещь, как ремень безопасности. Кто-то должен разработать доработку к конструкции, ее должны проверить, чтобы все было законно. Нельзя же, в самом деле прикрутить ремень на саморез, толку от этого не будет.
Опрошенные водители междугородных автобусов только подтвердили замечания работника автовокзала.
— Ремни — дело хорошее, кто же спорит, — говорит водитель автобуса, едущего в Ярославль, Николай, — только установка их — дело не быстрое. Да и вообще, наше правительство взялось не с того конца. Аварийность среди междугородного транспорта возникает не из-за отсутствия или наличия ремней, а из-за нарушений условий труда. Я, например, езжу с напарником. А вот многие частники рулят в одиночку, ездят по многу часов, сильно устают. Контроля за ними никакого, из-за этого-то и возникают аварии. В первую голову за водителями следить надо.
Кроме чисто технических проблем перед перевозчиками встал очень насущный вопрос денег. Многие компании и так-то еле концы с концами сводят, а дорогостоящая процедура дооборудования автобусов вообще может многих поставить на грань разорения.
— Все закончится увеличением взяток ГИБДД, — сказал водитель ярославского автобуса. — По правилам все пассажиры, у кого есть ремни, обязаны пристегиваться. Как я услежу за целым автобусом? Мне либо рулить надо, либо бегать по салону и проверять.
А ведь автовокзал у “Щелковской” — это официальное организованное место с законными перевозчиками. На стоянке челночных автобусов в Лужниках дела обстоят похуже.
О новом требовании здесь слышали почти все. Но полностью понять его и принять пока не могут. Водитель автобуса из Грозного признался сразу, что ремней в его автобусе нет. Просто потому, что места в автобусе лежачие. Вместо кресел полки, наподобие поездных.
В конце концов, обойдя не один автобус, мы убедились, что ремни в салонах все же есть. Но только на более или менее новых “Неопланах”. Водители, приехавшие в Москву вчера, в один голос утверждали, что покамест никаких придирок со стороны ГИБДД в отношении наличия ремней не было.
Едем на “Юго-Западную”. Здесь с легкостью нахожу группу сотрудников милиции. Спрашиваю их о нововведении. С легкостью отвечают:
— Так это с 1 марта. А сегодня 29 февраля!