Однако всерьез рассчитывать, что один, пусть даже экстренно введенный, курс сделает ребенка нравственным, смешно. Эксперты убеждены: без совместных усилий школы, семьи и государства затея окажется мертворожденной.
По новому государственному образовательному стандарту воспитание важнее обучения. Именно воспитание является главной целью образования и в конечном итоге определяет содержание учебных программ. Оно же превращает учителя из “урокодателя в воспитателя гражданина России”, — подчеркнул на слушаниях в Госдуме один из разработчиков стандарта и созданной на его основе концепции духовно-нравственного воспитания генеральный директор издательства “Просвещение” Александр Кондаков. Но это в теории. На практике одна школа решить проблему воспитания не может, предупредил он. Потому-то в новый стандарт и заложена согласованная позиция семьи, государства и системы образования. Вот с этим-то, как показали слушания, у нас большие проблемы.
По образному выражению директора одной из школ Ямало-Ненецкого округа Тамары Поляковой, “воспитание — стул на четырех ножках: родители, ребенок, школа, государство”. И все они, по словам педагога, хромают. Семья, где на 100 браков сейчас приходится 80 разводов, в воспитатели не годится, что подтверждают серьезные психологические проблемы нынешних детей — “непримиримость друг к другу и неумение договариваться”. Не лучше и состояние общества в целом. “По негативным явлениям в обществе, — отметил глава думского комитета по образованию Григорий Балыхин, — Россия, к сожалению, часто лидирует. А дети находятся в кругу пороков взрослых: отсюда и 115 тысяч наших беспризорных”.
У школы свои проблемы, главная из которых сейчас — качество подготовки “урокодателей”: “Система педагогического образования — самое больное место системы высшего образования России”, — констатировал Кондаков. Государство же, нацеливая школу на подъем духовности учащихся, не оказывает ей ни финансовой, ни правовой поддержки.
Взять хотя бы тот же блок духовно-нравственного воспитания. Вводимые в пилотном режиме с 1 апреля курсы для 4-х классов — лишь часть общей большой работы, в том числе внеучебной. Между тем средств на духовно-нравственное воспитание помимо уроков в образовательных учреждениях нет, напомнила участникам думских слушаний Анна Степанова из петербургского Фонда поддержки образования.
Правда, некоторые меры “усовершенствования” воспитательной работы государство все же рассматривает. Но такие, чтобы обойтись малой кровью: без изменения законодательства и уж тем более без дополнительных затрат. А в итоге ничего принципиального предложить не может: дальше идей “открыть в каждой школе свой музей” или возродить издание на манер покойной “Семьи и школы” дело не идет.
Многие дельные предложения прозвучали прямо на думских слушаниях. Например, изыскать средства, недостающие школе, у бизнеса. А взамен предоставить инвесторам налоговые льготы. Причем не только за поддержку инновационного развития, как предлагает Минобрнауки, но и за вложения в духовно-нравственное воспитание детей. Само же образовательное сообщество хочет получить право на создание при школах культурно-образовательных центров опережающего развития в виде саморегулируемых организаций. Для этого, правда, придется скорректировать закон: распространить это право на некоммерческие организации. Но дело, по словам “образованцев”, того стоит: школы станут центром взаимодействия бизнеса, семьи и школы на основе духовно-нравственных ценностей.
Самые интересные, правда, и самые затратные для государства предложения поступили от членов юношеской “большой восьмерки”. Развивать детей и подростков на государственном уровне предлагается через сеть центров талантливой молодежи, которые на муниципальном уровне должны открыться повсеместно. Сюда должна стекаться вся информация о талантах из школ. Здесь же должны открыться кружки трех видов: по школьным дисциплинам, по предметам, которые в школах не изучают (например, журналистика), и спортивные. Здесь же будут проводиться олимпиады для школьников, создаваться биржи труда для старшеклассников (в тандеме с компаниями, которые ищут талантливые кадры), а также работать бесплатные лектории для родителей.
В школах предлагается ввести факультативы коммуникативной культуры, а на классных часах — обсуждать книги и фильмы.
Конечно, многие предложения — страшный сон Минфина. Но придется выбирать: экономия или духовно-нравственное воспитание детей. “Я не пессимист, а реалист. Но о каких программах мы говорим, если у нас нет денег?! Религиоведческие дисциплины в школах — следствие беспомощности государства: у нас, дескать, не получилось — пусть церковь попробует. Между тем в России начинают употреблять пиво с 11—12 лет. Молодежь уходит в виртуальный мир. Патриотизм для нее — пьяные крики фанатов. Реальные же спортивные достижения все хуже: спортшколы оставили на муниципальном уровне, где средств на их поддержание нет”, — подвел итог зампред думского комитета по делам спорта Ильдар Гильмутдинов.