В метро снижают градус

“МК” выяснил, как охлаждают московскую подземку

Духота в метро является серьезной проблемой для пассажиров практически круглый год. А тем более — в нынешнюю аномальную жару. Почему транспортники столько лет не могут наладить вентиляцию? И как вообще происходит процесс охлаждения воздуха в подземке? Чтобы понять это, корреспондент “МК” побывала в закрытой зоне метро.
“МК” выяснил, как охлаждают московскую подземку
Автор фото: Ольга Михайлова

Наверное, редкий пассажир не мечтал хоть одним глазком заглянуть за дверь с пугающей надписью “Вход воспрещен. Опасно для жизни”. Поэтому когда работник метрополитена открыл ту самую дверь на платформе станции “Проспект Мира”, я почувствовала себя героиней “Золотого ключика”: наконец-то тайна разгадана. Но в отличие от сказочного сюжета находиться в секретном помещении метро действительно опасно.


— Ни в коем случае не дотрагивайтесь до шкафов — они под высоким напряжением, — предупреждает зам главного инженера электромеханической службы Алексей Каратеев.


С каждым шагом становится все жарче. Некоторые устройства, между которыми приходится двигаться, нагреваются до 50 градусов. Самый сильный жар исходит от тяговой подстанции, которую специалисты называют “электрическим сердцем” подземки. Таких “сердец” — больше 180 (столько же, сколько и станций), и они — одни из главных виновников повышения температуры. Поэтому нуждаются в постоянном “холодном душе”. Именно так — понижение температуры происходит благодаря постоянной циркуляции воды.


— Обратите внимание на новейшую установку по охлаждению тяговых подстанций, — Алексей Каратеев показывает на машину, состоящую из нескольких ящиков и труб. — Уникальная отечественная разработка, нигде в мире такой нет. Она весьма эффективна и экономична: если раньше мы тратили на охлаждение подстанции 2000—3000 литров воды в час, то сейчас — всего 40. Это — техника будущего, ведь с каждым годом стоимость природных ресурсов увеличивается.


В московском метро таких машин всего четыре: на станциях “Проспект Мира”, “Алексеевская”, “Рижская” и “ВДНХ”. Кстати, на этих станциях температура и в самом деле не зашкаливает.


Впрочем, воздух в подземке нагревают не только тяговые подстанции, но и поезда (за счет двигателей и тормозных колодок) и поступающий через систему вентиляции уличный воздух.


Наш собеседник говорит, что ни в одном метрополитене мира не существует системы охлаждения воздуха на станциях и в тоннелях. В том числе и в московском.


— Охлаждение воздуха на платформах — это важная задача, и я надеюсь, что скоро все станции будут оснащены этими новейшими машинами. Но все же на станции мы находимся 1—2 минуты, а в вагоне — до полутора часов подряд. Поэтому спасение от жары — в первую очередь в установке кондиционеров в составах.


Поезда с климат-контролем по московскому метрополитену пока, увы, не бегают. Сейчас транспортники испытывают новейший состав, в котором, по их утверждению, воздух будет не только охлаждаться до комфортной температуры, но и обеззараживаться. После массового пуска таких вагонов подземка обещает стать комфортной для всех пассажиров.