Россиянам прописали жаропонижающее

Онищенко предложил охладить рабочий пыл двухчасовой сиестой

Московские работодатели в панике — их подчиненные от жары стали вялыми, апатичными и даже немного... отупели. Потому отдельные коммерсанты согласились откликнуться на призыв Главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко. А тот предлагает ввести удлиненный обеденный перерыв по примеру сиесты. Впрочем, ученые считают, что эта мера может не сработать, и предлагают свой способ освежить тело и дух тружеников. “МК” взвесил все “за” и “против” введения послеобеденного “погодного” перерыва в России.
Онищенко предложил охладить рабочий пыл двухчасовой сиестой

— Даже самые жадные до денег сотрудники сегодня потеряли всякий энтузиазм и лишний раз не хотят выезжать к клиенту, — сокрушается руководитель одной из московских рекламных фирм Николай Попов. — Из-за этого объемы продаж резко упали.


— Количество ошибок, допущенных нашими сотрудниками при расчетах и прогнозах, за последнюю неделю выросло в три раза, — вторит ему эксперт столичного центра маркетинговых исследований Максим. — Из-за жары часто дают маху даже самые ответственные специалисты. Они говорят, дескать, не могут сконцентрироваться... Но ведь у нас везде стоят кондиционеры!


По словам медиков, тут дело в скачках артериального давления и охлаждающие агрегаты стабилизировать его не смогут. Кроме того, прежде чем большинство работников доберутся до офисов, от жары устанут так, что им чуть ли не полдня надо восстанавливать силы. И все-таки хуже всего приходится тем, кто трудится на открытом воздухе, — уборщикам, асфальтоукладчикам, водителям.


— В пятницу мы собрали экстренное совещание с руководителями транспортных предприятий, — говорит председатель Московского городского профсоюза работников автомобильного и дорожного транспорта Александр Шуриков. — Думали, как помочь водителям пассажирского транспорта, которым сейчас очень тяжело. Понятное дело, что никакой сиесты для них быть не может — перерывов в движении автобусов, троллейбусов и трамваев быть не должно. Но мы предложили сократить так называемые рабочие выходы. Проще говоря, чтоб шофер за рулем меньше находился. И директора предприятий согласились урезать смены на 20—60 минут (больше не получается, потому что сейчас период отпусков и работников не хватает). Плюс, пока держится жара, водители будут дополнительно получать холодную воду и чай на конечных станциях. Разумеется, бесплатно. Еще мы попросили по возможности сделать так, чтобы на каждой конечной станции или хотя бы в “отстое” были установлены душевые кабины. Водители признаются, что хотели бы иметь возможность ополоснуться после горячего рейса.


Однако подобный душ и не снится продавцам уличных киосков и лотков. Вот как раз они активно ратуют за введение сиесты, но готовы ли пойти на такую жертву их “хозяева”?


— Очень в этом сомневаемся, — говорят в Московской федерации профсоюзов. — Кстати, именно от уличных торговцев поступает сейчас особенно много жалоб. Продавцы крайне недовольны тем, что им приходится стоять, обливаясь потом, по 8—10 часов. И время работы им, заметьте, никто не сокращает.


— Уходить на сиесту работники кафе, баров и прочих предприятий питания не будут, — заявляет вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Александр Иванов. — Что делать повару или официанту в трехчасовой перерыв, который ему предоставят? Ехать домой? А если он живет за городом? Человек только на дорогу потратит все отведенное на послеобеденный отдых время и устанет больше, чем если бы остался на рабочем месте. Идея сиесты хороша для какого-нибудь маленького приморского городка, где люди живут в нескольких минутах ходьбы от работы, но не для мегаполиса. У нас же лучше просто сокращать рабочий день, но бизнесмены на это скорее всего не пойдут, и тут мы им не можем указывать.


Любопытно, что медики и ученые в общем и целом идею сиесты одобряют. Ведь после плотного обеда происходит естественный отток крови от нервной системы к пищеварительной, и это вызывает сонливость. Кроме того, многие россияне, которые рано встают, испытают послеобеденный упадок сил независимо от того, ели ли они или нет. Так что сиеста для них была бы очень кстати.


— Но если в этот удлиненный перерыв работник побежит по магазинам или, не дай бог, за бутылкой (а большинство, уверяю вас, именно так и сделают), новшество принесет больше вреда, чем пользы, — говорит ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН Владимир Ковальзон. — Человек измотается и до конца рабочего дня будет только создавать видимость труда. Так что тут важно продумать, куда отправятся люди и как проведут это время. Можно взять пример с зарубежных коллег. В Нью-Йорке на Манхэттене, где сконцентрированы практически все офисы, недавно появилось множество релаксирующих кабинетов. Здесь можно поспать или просто полежать, послушав музыку или в полной тишине, в темноте или глядя на картину голубого неба. Почему бы не сделать такие кабинеты на каждом предприятии? Поставить несколько диванов — пусть люди подремлют несколько минут. Это снимет усталость, стресс, улучшит работу головного мозга. Главное, чтобы они не спали днем больше 40 минут. В противном случае может произойти сбой естественных биологических часов, и это вызовет бессонницу ночью.


По словам Ковальзона, далеко не всем требуется послеобеденный сон и отдых. Тут многое зависит от генотипа. Есть люди, которым после такой релаксации будет трудно настроиться на рабочий ритм. Есть такие, у которых на период с 12 до 15 приходится пик активности.


— Я советую всем работодателям просто быть более гибкими и прислушиваться к работникам, — говорит Ковальзон. — Если человек просит, чтобы ему изменили график и он в жару приходил позднее на час или уходил раньше на два, — уступите! Если он однажды после обеда попросился домой — отпустите! Если он захотел полежать — на здоровье! И такое отношение вознаградит бизнесменов сторицей. Люди восстановятся и, благодарные, будут стараться изо всех сил.


А как у них?


Свое начало обычай спать днем берет в Испании, из чьего языка, собственно, и происходит слово “сиеста”. Но будучи родоначальниками этой традиции, сами испанцы были вынуждены от нее отказаться. В конце 2005 года правительство Испании издало закон, по которому перерыв на обед в государственных учреждениях отныне ограничивается одним часом (с 12 до 13 часов). При этом сами учреждения должны работать до 6 часов вечера вместо 8 и даже 9 часов, как это было раньше. До этого сиеста длилась с двух до четырех часов дня. Таким образом власти надеялись повысить производительность труда, так как испанцы уже давно считаются чуть ли не самой ленивой нацией Европы, что не может не сказываться на экономике.


И все же искоренить любовь испанцев к сиесте невозможно, ее правилам по-прежнему подчиняются. Стоит, кстати, различать время сиесты для магазинов и фирм, а также сиесту для ресторанов и баров. Ведь когда служащие отправляются на перерыв, им нужно где-то поесть. Именно поэтому в среднем сиеста в Испании для некоторых организаций длится с 2 до 5 часов дня, а рестораны устраивают перерыв с 4 до 7—8 часов вечера.


Несмотря на то что изданный в 2005 году закон касается исключительно государственных учреждений, испанцы очень болезненно отреагировали на “обрезание” дневного отдыха. Весной 2010 года группа испанских активистов даже попросила власти признать сиесту национальным культурным достоянием.


В то время как в Испании сиесту отменяют, в соседней Франции ее решают внести в Трудовой кодекс. Для страны, чьи граждане также не отличаются трудоголизмом, этот шаг вполне естественен. Предложение закрепить за всеми сотрудниками право на короткий послеобеденный сон (15—30 минут) было внесено министром здравоохранения Франции в 2007 году.


Так как потребность в удлиненном перерыве особенно остра в странах с жарким климатом, сиеста существует и во многих ближневосточных государствах. В Саудовской Аравии, например, большинство заведений и фирм работают по “разбитому” графику: с 8 до 11 утра, а затем лишь с 16.30 до 22.00.


Не исключение и другая теплая страна — Мальта. Здесь с часу до 4 дня невозможно попасть практически ни в один магазин. А вот на Кубе, несмотря на традиционный четырехчасовой перерыв в середине дня, в курортных зонах сиеста значительно сокращена.
 

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ


Как сообщили “МК” в Гидрометцентре РФ, начиная с 14 июля, синоптики ожидают превышение рекордных показателей по температуре вплоть до выходных. Подобная ситуация складывается по той причине, что все циклоны обходят Центральную часть России стороной, сдвигаясь больше к северу. К нам же движется еще более жаркий теплый воздух со стороны Берлина, чьи жители также сейчас изнывают от высоких температур.


Итак, 14 июля в Москве ожидается +18...20° ночью и +30...32° днем, по области же ночь прогреется до +20 градусов, днем будет +28...33°. В четверг, 15 июля, ночью ожидается +19...21° в столице и +16...21° в Подмосковье. Дневная температура в Первопрестольной поднимется до +33 градусов, в губернии — до +35°. В пятницу-субботу-воскресенье жара будет усиливаться. Ночные температуры дойдут до +22 градусов, днем их планка повысится аж до +37°!
 

ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ


Плюсы от невыносимой жары тоже есть — этим летом москвичи практически не страдают от укусов змей. Также твари ползучие перестали пугать граждан неожиданным появлением в квартирах, машинах и т.д.


Вообще, в теплую погоду змеи становятся агрессивнее, — рассказывает руководитель службы спасения животных Валерий Сугробов. — Но в такое пекло даже им не до лишних телодвижений. Так что когда на градуснике выше 30, они впадают в полукайфовое состояние и предпочитают держаться в укрытиях. За последние полтора месяца нам не приходилось спасать ни одного человека, который пострадал бы от змеи.


В зоопарке подтвердили — сейчас змеи выползают только ночью. Днем же, когда городские жители разбредаются на шашлыки и посиделки на природе, пресмыкающиеся отлеживаются в труднодоступных для человека местах. О том, что в столице “змеиное затишье”, подтвердили и в службе спасения. Если в прошлом году регулярно сыпались звонки от укушенных, то в нынешние жаркие дни их не поступает вообще. Да что змеи, за июнь-июль прошлого года спасатели едва ли не ежедневно выезжали спасать котов, которые забирались на деревья и не могли слезть! В последние недели кошек не видно даже просто на улице.


В пучину сна погрузились и дикие животные. Впрочем, им это только на пользу. Сохатые обитатели заповедника “Лосиный Остров” весь световой день отсиживаются в болотах и на радость водителей не бегают по оживленным трассам. В парке “Кузьминки-Люблино” белки изменили свой режим дня. Теперь шустрые зверьки просыпаются на несколько часов раньше обычного и, пока не стало припекать, быстро находят себе завтрак, чтобы потом с сытыми желудками удалиться в тень.
 

Столичные военнослужащие борются с жарой по-своему: командирам нельзя заставлять солдат подолгу находиться под палящими солнечными лучами, особенно при проведении занятий по боевой подготовке, обслуживании техники и вооружения и несении службы в суточном наряде. Перед началом работ защитникам родины будут рассказывать, что нужно делать, чтобы избежать тепловых ударов. В столовых установили дополнительные емкости с питьевой кипяченой водой, а личному составу предписано иметь при себе фляги.
 

Прямо у стен Кремля от жары скончался пожилой японский турист. Сердце у 75-летнего Сираиси Ясуо остановилось как раз в момент, когда он стоял у Боровицких ворот под палящими лучами солнца.
Иностранец приехал из Японии в Москву по туристической визе. Рано утром 11 июля он вместе с другими туристами отправился из гостиницы погулять по Красной площади. В программе было также посещение достопримечательностей Кремля. Однако насладиться их видом несчастный не смог — в полдень, когда он стоял в очереди у Боровицких ворот, ему стало плохо. К приезду “скорой” мужчина скончался — по словам медиков, от острой сердечной недостаточности, развитию которой скорее всего способствовала жара.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру