В Россию вернулся корабль из прошлого

Поисковики-дайверы смогли предоставить нам старинный линкор со дна морского

13.02.2014 в 18:44, просмотров: 4899

А еще утверждают, что машину времени создать невозможно. Фактически, вот она – только что заработала! Правда, пока в только в одном конкретном случае: теперь все желающие смогут перенестись на полтора столетия назад и увидеть в подробностях катастрофу, произошедшую с русским боевым кораблем.

В Россию вернулся корабль из прошлого
Фото предоставлены участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы»

В четверг 13 февраля в ИТАР-ТАСС состоялась презентация уникальной для нашей страны виртуальной экспозиции подводного музея. – Музея, в который, стараниями энтузиастов и профессионалов превращен теперь линейный корабль «Лефорт».

Короткая пробежка пальцами по клавиатуре компьютера, – и вот они, подлинные подробности той давней трагедии: рухнувшие на палубу мачты, обломанный под корень бушприт, десятки человеческих тел – разбросанных по верхней палубе, застрявшие в люках придавленных тяжелым такелажем...

Это кораблекрушение случилось на Балтике 10 сентября (23 сентября по новому стилю) 1857 года. Во время перехода на зимовку из Ревеля (Таллина) в Кронштадт 84-пушечный линейный корабль «Лефорт», построенный на Адмиралтейской верфи в 1835 г., попал в сильный шторм, и затонул. Из находившихся на нем в это время 826 человек не спасся ни один, – по количеству жертв, трагедия русского линкора входит в двадцатку крупнейших морских катастроф мира.

На протяжении последующих полутора столетий «Лефорт» искали, – но безуспешно. И вот 4 мая 2013 года этот корабль-загадка был обнаружен участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» на балтийском дне в проливе между островами Гогланд и Большой Тютерс.

– Его удалось найти совершенно случайно, благодаря нашему классическому российскому раздолбайству, – вспоминает председатель Координационного Совета проекта «Поклон кораблям Великой Победы» экс-глава ФСБ Николай Ковалев. – Экспедиция занималась в этом районе поисками совсем другого корабля – подводной лодки Щ-320, погибшей во время Великой Отечественной. Поскольку район пограничный пришлось получать специальное разрешение на каждый заход туда у пограничников. И вот в очередной экспедиционный день получилась накладка: один офицер, сдавая дежурство, забыл предупредить своего сменщика о предстоящем «визите» в закрытую акваторию дайверов-поисковиков. В результате, когда ребята туда отправились – далеко уже не в первый раз, – пограничники их остановили и приказали поворачивать назад. «При неподчинении будет открыт огонь!»... Пока я «разруливал» ситуацию, выходил на связь с их начальством, – у поисковиков вынужденно образовался выходной. Вот ребята и решили, чтобы время попусту не пропадало, техника не простаивала, «прочесать» доступные участки морского дна по-соседству. Квадрат поисков выбирали буквально наугад. И – улыбнулась такая удача!..

– В тот день, 4 мая мы «прозванивали» дно несколько часов без всякого результата, – вспоминает руководитель экспедиции Константин Богданов. – Уже на последнем галсе, когда собирались завершать работу, вдруг гидролокатор «нарисовал» на экране какой-то крупный объект длиной около 60 метров, высотой 15 метров. Глубина в этом месте достаточно большая – 68 метров, и запас необходимой для погружения дыхательной смеси оказался только у одного из участников экспедиции, Михаила Иванова. Он и отправился на разведку... Буквально через 5 минут после встречи с затонувшим кораблем нашему товарищу стало ясно: найден именно «неуловимый» «Лефорт».

Первые же «визиты» к погибшему кораблю показали: старинный линкор прекрасно сохранился. – Ряды бронзовых пушек, торчащих из орудийных портов, штурвал в ютовой надстройке, шлюпка на верхней палубе... «А первое, что попалось на глаза, когда заглянули через окно в адмиральский салон, – лежащий на досках пола парадный адмиральский палаш.., – вспоминает дайвер. – За прошедшие десятилетия «Лефорт» лишь немного ободрали рыболовецкие тралы. – На корпусе и обломках такелажа осталось много обрывков сетей. Видимо, такими снастями обломило бушприт и «сковырнуло» расположенного под ним резного гербового орла. От него на носу остались только лапы и нижние фрагменты крыльев, а голова лежит внизу, на морском дне...»

Что делать с уникальной находкой? – Пытаться поднять этот корабль и сделать из него музейный экспонат (так поступили с подобной реликвией в Швеции) – слишком дорого. Кроме того подобное вмешательство в существование старинного линкора, оказавшегося фактически естественным образом «законсервированным» на морском дне, может губительно сказаться на сохранности раритета (те же шведы уже столкнулись с подобной проблемой). И, наконец, главное: «Лефорт» это место гибели почти тысячи человек, останки которых до сих пор остаются там, на дне, разве можно тревожить их прах?!

В итоге сейчас место гибели корабля «Лефорт» объявлено массовым воинским захоронением, доступ в этот район посторонним судам запрещен. «В сентябре нынешнего года мы планируем провести на месте, где затонул линкор, торжественную церемонию прощания с погибшими моряками с соблюдением всех предусмотренных военным уставом почестей,» – сообщил вице-председатель Русского географического общества Артур Чилингаров.

И все-таки уникальный по своей сохранности старинный корабль, оставаясь на дне, стал музейным экспонатом, который смогут теперь увидеть практически все желающие. Это удалось, благодаря использованию современных компьютерных технологий.

– Мы обратились за помощью к специалистам одной из ведущих российских студий, занимающихся 3D-моделированием, – рассказывает Константин Богданов. – Работа над созданием первой версии виртуального подводного музея длилась более трех месяцев. Для того, чтобы собрать все необходимые материалы, пришлось обратиться в Центральный военно-морской музей, поработать в архиве... В итоге в нашем распоряжении оказалась не только модель этого линкора, но и подлинные его чертежи. Правда, выяснилось, что ни в некоторых местах не совпадают с реальной конструкцией корабля. Кроме того мы предприняли в июне прошлого года еще одну экспедицию на «Лефорт» и провели самые подробные съемки лежащего на дне линкора. Работа эта очень непростая. Глубина – под 70 метров, температура воды даже летом – не больше 6 градусов, видимость даже при использовании мощных фонарей, – полтора-два метра, вдобавок, завалы, образовавшиеся в тех местах, где лежат рухнувшие мачты, мешают сделать панорамную съемку всего борта.

На основании всех собранных поисковиками и добытых ими из-под воды данных специалисты студии, во главе с Александром Моревым в течение трех месяцев корпели над созданием объемной компьютерной «картинки», позволяющей совершить «прогулку» вокруг лежащего на дне линкора и увидеть во всех подробностях то, что до сегодняшнего дня сохранилось там, под многометровым слоем воды.

Константин Богданов стал нашим гидом в этой удивительной музейной экскурсии.

– Вот на палубе видна почему-то так и оставшаяся там шлюпка, неподалеку – какой-то большой сундук. Великолепно сохранился кормовой штурвал... А вот на самом носу, у сломанного бушприта закреплены по четыре широких вертикальных трубы с каждого борта. – Это матросский гальюн: нижняя часть труб выступает и обводов корпуса. (Мы задались вопросом – как же пользоваться такими «удобствами» во время сильного шторма?) Почти все боковые порты открыты и в прямоугольных отверстиях видны выступающие «хоботы» пушек-коронад. Один из этих портов в нижней орудийной палубе специально высветлен, чтобы обратить на него внимание. Как можно предположить, именно это место и стало причиной быстрой гибели корабля: при сильной качке во время шторма, орудие сорвалось с крепежа и вышибло своей тяжестью створки, при сильном крене через это отверстие внутрь корпуса стала обильно поступать вода, что и привело к столь скоротечной агонии «Лефорта» – корабль затонул за 3 минуты... А вот в этом проеме можно увидеть человеческую фигуру: видимо несчастный пытался выбраться через узкий ход наружу и спасаться вплавь, но застрял и ушел на дно вместе с линкором. Так и лежит вот уже 150 лет... Человеческие останки хорошо видны и на верхней палубе. Некоторые застыли в судорожных позах – с задранными коленями, с раскинутыми руками... Особенно много тел находится возле обрушившейся в момент кораблекрушения грот-мачты, возможно этих людей придавило обломками, или они запутались в снастях.

Зайти в уникальный подводный музей можно, набрав его адрес: www.lefortship.ru. Пока у посетителей есть возможность осмотреть лишь корпус корабля и его верхнюю палубу, однако работа над виртуальным экспонатом будет продолжена, и в перспективе специалисты студии подготовят еще круговую панораму 1-й палубы. В планах Константина Богданова и его товарищей подготовить также материалы, которые дадут возможность создать программу, позволяющую заглянуть и на самые нижние орудийные палубы. Но для этого предстоит организовать новые экспедиции к «Лефорту».

– Возможно, среди посетителей нашего виртуального музея найдутся энтузиасты, которые захотят дополнить его экспозицию, скажем, выполненным на основе документальных данных 3D-макетом линкора «Лефорт», удобочитаемыми чертежами этого корабля,.. – сказал в конце встречи Богданов. – Мы будем только рады такой помощи.