Фишкой 2009 года стал выход во внешнее пространство по мобильнику прямо из экзаменационной аудитории: звонки, эсэмэски, подключение к интернету. И, что характерно, не только, чтобы решить собственные задачки, но и из общего человеколюбия: сразу несколько альтруистов из разных регионов прямо на экзаменах сфотографировали на мобилы свои КИМы (контрольно-измерительные материалы с заданиями) и тут же разместили их в интернете — авось кому пригодятся. Впрочем, отсутствие корыстных мотивов уличенным в использовании мобильников на экзамене не поможет. Всех попавшихся ждут серьезные проверки, а их оценки, по словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, “будут как минимум признаны спорными”, а то и недействительными. Причем для этого сейчас совсем не обязательно брать нарушителя с поличным “на телефоне”. Совместные усилия айтишников Рособрнадзора и соответствующих подразделений МВД и ФСБ позволяют выявить, а затем и вычислить их постфактум. Так что расслабляться рано.
Проблема со сдачей мобильников при входе на экзамен, как писал “МК”, вылезла на первых же ЕГЭ 26 мая (это были биология и информатика). Тогда Рособрнадзор разослал по регионам циркуляр с напоминанием о недопустимости присутствия мобил в экзаменационных аудиториях. И наткнулся на жесткое сопротивление на местах: телефоны, по версии органов управления образованием, лежали в карманах одиннадцатиклассников сплошь выключенными. А стало быть, не было и нарушений. Правда, в Тольятти под горячую руку в одном из пунктов приема экзаменов (ППЭ) за использование мобильных телефонов все же удалили троицу молодых людей. Но этим дело и кончилось. Подавляющее большинство организаторов предпочли не замечать телефонизации участников экзамена.
Вскоре после экзамена по математике в интернете были выявлены изображения КИМов. Определить их принадлежность не составило труда. Введенная с этого года новейшая технология ЕГЭ присваивает каждому уникальный штрихкод с номером, позволяющим однозначно идентифицировать участника экзамена, получившего данный КИМ, его место в аудитории, номера самой аудитории и ППЭ, а заодно и фамилии других участников ЕГЭ из того же пункта и всех организаторов в ППЭ во главе с руководителем. В данном случае, как стало известно “МК”, во всемирную паутину попали КИМы Романа Т. из Амурской области и Батора Т. из Бурятии (фамилии обоих установлены, однако “МК” не считает возможным разглашать их по этическим соображениям).
Мотивы, которыми руководствовались нарушители, а также их дальнейшую судьбу определит начавшееся служебное расследование. При этом не исключено, что вместе с ними пострадает и руководство ППЭ: за разрешение использования на экзамене мобильного телефона полагается дисквалификация и отстранение от преподавательской работы.
Любой выход в глобальную сеть оставляет следы. Пусть виртуальные, зато вечные: сохраняется текст сообщений и время выхода, фиксируется, кто выходил и откуда — даже если это сделано под чужим именем. Ведут эту работу специалисты Рособрнадзора в связке с ФСБ и МВД. А при таком раскладе найти любого конкретного человека с номером школы и адресом можно по малейшим зацепкам. Что, собственно, и происходит.
Как стало известно “МК”, в “первую волну” ЕГЭ 2009 года совместными усилиями чиновников и силовиков удалось засечь несколько десятков выходов в социальную сеть “В контакте” из экзаменационных аудиторий. Отвертеться им вряд ли удастся: если день и час выхода в сеть совпадают со временем экзамена, а текст касается его предмета, преступника можно считать полностью изобличенным. И снова не его одного: возможность выхода в интернет в ходе ЕГЭ всегда на совести организаторов экзамена. А это повод для служебного расследования с оргвыводами в конце. Регионы, заверила глава Рособрнадзора, “будут отчитываться по всем выявленным фактам нарушений”, а причастные к ним должностные лица будут наказаны “вплоть до дисквалификации и отстранения от профессиональной деятельности”. При этом под вопросом окажется не только засветившийся экзамен, а вообще все сдававшиеся в данном ППЭ. Теоретически может быть принято решение об общем пересмотре результатов.
Впрочем, до такого экстрима дело скорее всего не дойдет. По существующим правилам, Рособрнадзор не занимается конкретными нарушениями на местах, а лишь ведет мониторинг да курирует процесс: “перепроверяет стобалльников и регионы, выделяющиеся слишком высокими результатами”, — разъяснил “МК” официальный представитель ведомства Сергей Шатунов.
Пойдут ли регионы по этому пути, скоро станет ясно на примере Ростовской области. По наводке местных жителей на одном из тамошних ППЭ сотрудникам правоохранительных органов недавно удалось поймать родителей, учителей и студентов, сдающих ЕГЭ вместо школьников. Виновные были задержаны, и начались следственные действия, не оставляющие сомнения, что главным фигурантом дела станет бывшая директор проштрафившейся школы. Между тем не меньше вопросов остается и к допустившим беспредел организаторам ППЭ. Причем не только на двух обязательных экзаменах, где все и вскрылось, но и на всех остальных, где, без сомнения, действовала та же схема. Чтобы прояснить все эти моменты, нужна фронтальная проверка, однако ни о чем подобном пока не слышно. Это тревожный симптом.
Пока силовики дофильтровывают улов, запутавшийся в мировой сети, в Рособрнадзоре анализируют саму “первую волну”. Очень важно, по словам Шатунова, что “в 2009 году люди поняли: в новый технологический процесс ЕГЭ влезть невозможно. Отсюда и ставка на ППЭ и мобильный телефон, а не стремление купить КИМы или готовые свидетельства ЕГЭ”. Главное же, подчеркнул он “МК”, что “жалоб на качество КИМов в первую волну практически не было.
Можно ли считать, что тема качества КИМов на этом исчерпана, покажет время. А вот другая проблема вырисовывается уже сейчас. Мониторинг Рособрнадзора позволяет вычислить и призвать к порядку регионы с непомерно высокими результатами экзаменов, только пока их мало. Но шок от введения ЕГЭ в штатном режиме вскоре пройдет. И вслед за самыми ушлыми до того, чтобы “улучшить показатели качества образования”, додумаются остальные. Если это случится, подскочат оценки общей массы выпускников. А это — колоссальный соблазн объявить исчерпанной и проблему качества среднего образования в стране.