Эксперимент под вопросом

“Школьники — не подопытные мыши!”

Вчера в России отметили День учителя. Своими мыслями по поводу реформ в российской школе с “МК” поделился член Экспертного совета Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций епископ Российского объединенного союза христиан веры евангельской Константин БЕНДАС.

— В чем, на ваш взгляд, заключаются сегодня первостепенные задачи российской школы?  

— В недавнем письме на имя Президента России Дмитрия Медведева представители Евангельских церквей России подчеркнули, что всецело поддерживают его позицию в том, что нравственное оздоровление российского общества — наиважнейшая задача. Введение нравственной основы в образовательный процесс необходимо. Однако эта задача не может быть выполнена исключительно в урочной форме. Необходимо выделить воспитание в качестве важнейшей цели общего образования и ориентировать учителей на развитие нравственности в рамках всех преподаваемых дисциплин.
Для этого требуются не только высококачественные учебные материалы, но и целенаправленная подготовка преподавателей. Это требует серьезной методической и педагогической работы, которая занимает куда больше, чем два года, оставшиеся до повсеместного введения основ религиозной культуры и этики в школе.  

— Тем не менее уже в апреле в школах начнут преподавать основы религиозной культуры. Кто возьмется за осуществление столь трудной задачи?  

— Не понимаю, почему не учтена та общественная дискуссия, которая велась последние 3 года по вопросам преподавания основ православной культуры, или истории мировых религий, или основ культур религий России? Почему эта дискуссия, выводы, заявления, рекомендации, в том числе Общественной палаты Российской Федерации, в один день были похоронены и забыты?  

— Видимо, в Министерстве образования считают, что, по крылатому выражению Михаила Горбачева, “процесс пошел” и можно будет корректировать его уже по ходу внедрения...  

— Вызывает недоумение, почему это было сделано абсолютно спонтанно и вопреки мнению многих. Ведь эксперимент в 18 субъектах охватит пятую часть всех российских школьников. Это не пара подопытных мышей в клетке в лаборатории! Я бы поставил под сомнения слова г-на Фурсенко о том, что 4—5-й класс — это самый бесконфликтный возраст. Возможно, в школьные годы нашего главного “егэиста” средние классы были менее конфликтными. Сейчас не так. Зайдите в интернет — вы найдете видеозаписи с мобильных телефонов, на которых 10—12-летние подростки лупят друг друга, устраивают настоящие побоища. Мир изменился, и не в лучшую сторону.  

Я воспитываю троих детей, двое из которых — школьники старших классов. Я знаю, чем живут подростки и в элитных столичных гимназиях, и в самых обычных школах. С первых классов остро стоит вопрос разделения ребят по социальному признаку, по национальному признаку.  

— Не приведет ли введение основ религиозной культуры к делению еще и по конфессиональному признаку?  

— Конечно же! Но главное, быть может, в том, что преподавателей пока нет! И годы, если не десятилетия, нужны, чтобы их качественно подготовить. Я разговаривал с директором одной из московских школ. Он считает, что если на самом деле позволить каждому ученику сделать осознанный выбор, то нужно набрать в штат преподавателей по этим предметам больше, чем в школе учителей-предметников, вместе взятых. Если позволить каждому классу разделиться, то никакого бюджета не хватит. Естественно, считает директор, мы будем вынуждены “выкручиваться”. Значит, детям будут рекомендовать пойти в один из классов, где есть педагог. Это означает, что будет разделение внутри групп, внутри класса, насмешки, дискриминация, конфликты.  

— Критиковать просто. А что предлагаете вы? Какой выход из духовного и нравственного кризиса видите?  

— Почему не вложить знания о каждой религии, представленной в России, в общий для всех предмет, который преподается всему классу и называется, например, “Основы культур религий России” или просто “Религии России”? Неоспоримо, что для освещения роли Русской православной церкви будет представлено больше места, чем для иных конфессий. Потому что ее вклад в историческое и культурное развитие нашего отечества значительно больше. У других он меньше, но это нельзя игнорировать. Есть серьезный вклад протестантов в строительство Российского флота, армии, строевой дисциплины, медицины, театра в конце концов. Составитель Толкового словаря русского языка Владимир Даль был протестантом, принявшим православие за год до смерти.  

Я полагаю, что данный эксперимент в самое ближайшее время полностью провалится. К сожалению, пока он дойдет до абсурда, будут истрачены сотни миллионов рублей из государственного бюджета. Вероятно, будут искалечены души учащихся, и однозначно это приведет к обострению межрелигиозной ситуации в России.  

Считаю целесообразным предложить российским школьникам общий обзорный курс по представленным в России религиозным культурам, который может преподаваться в обязательном порядке. А факультативно, по желанию родителей и самих учащихся в старших классах, предоставлять возможность проводить конфессиональные и этические предметы.  

— Учителя старших классов сегодня мучаются и от того, что доныне неизвестно, какой предмет третьим войдет в ЕГЭ. В министерстве успокаивают, что в марте объявят, какой именно — алгебра, геометрия или же химия. Как быть учителям, которые уже сейчас должны готовить своих учеников к экзамену?  

— Когда-то, в советские времена, главу компартии Никиту Хрущева объявили волюнтаристом. Видимо, за его любовь к экспериментам на людях. Российским чиновникам, проводящим реформы в школе, важно понять, что перед ними не подопытные животные. А российским учителям, героически переносящим все реформенные невзгоды, хочу пожелать успехов и терпения в их нелегком важном труде!