Врачей хотят лишить сладких пилюль

Но вряд ли они от них откажутся по своей воле

Недавно глава Правительства РФ Владимир Путин обрушился с критикой на врачей, которым приплачивают представители фармацевтических компаний. И заявил, что эскулапы не должны получать вознаграждения за продвижение лекарств и лоббирование интересов производителей. Возможно, таким образом власти решили создать вольготные условия отечественному производителю, доля продукции которого в общем объеме должна вырасти с нынешних 20% до 50% к 2020 году. Реально ли отучить врачей брать “подарки” от фармкомпаний, решил выяснить обозреватель “МК”.

Даже правительству стало понятно, откуда берутся сверхдоходы фармконцернов: их, оказывается, формируют главным образом аптекари и врачи различных уровней, а вовсе не чиновники от Минздравсоцразвития. “Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают медицинским специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты”, — недавно сказал как отрезал глава правительства. И назвал сложившуюся в последнее десятилетие практику взаимоотношений между производителями лекарств и частью врачебного сообщества “явно ненормальной”. Путин отметил, что производители лекарств “спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары. Такие мероприятия в России охватывают тысячи специалистов — по сути, создаются или уже созданы глубоко эшелонированные системы лоббирования интересов крупных фармацевтических компаний, и эту порочную практику нужно прекратить”.  

Как? Например, с помощью законодательных запретов на подобного рода доходы и некое “введение более жестких норм врачебной этики”. Вдобавок ко всему ВВП предложил избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медицинских учреждениях.  

Впрочем, недавно, еще до столь жесткого выступления главы правительства, Федеральная антимонопольная служба РФ заявила о своих планах проверить ряд крупных международных фармкомпаний с целью защиты конкуренции на российском рынке, а также для того, чтобы оценить влияние производителей лекарств на врачебное сообщество. По мнению представителя ФАС Тимофея Нижегородцева, органы управления здравоохранением не заинтересованы в закупках отечественных препаратов именно потому, что международные фармкомпании имеют специальные бюджеты, выделенные на завязывание отношений с врачами. Через врачей формируется потребность пациентов в лекарствах, что сказывается и на системе организации госзакупок препаратов. Как результат — многие аукционы по закупкам медикаментов в рамках государственных программ выигрывают только зарубежные производители. А в стране даже нет штрафных санкций за то, что международные производители лекарств стимулируют российских врачей выписывать пациентам именно их препараты. Поэтому в России в последние годы и растет количество медицинских представителей, задача которых — наращивать продажи тех или иных препаратов.  

— За запретом “лоббирования” стоит не только забота о здоровье пациента, но и опека отечественного производителя и попытка ограничения импорта. Но основная причина — крайне низкие закупки отечественных препаратов в рамках государственных аукционов, — считает редактор фармацевтического портала Иван Данилов.  

По мнению гендиректора дистрибьюторской компании Настасьи Ивановой, “соблюдение этических норм при продвижении фармацевтической продукции является серьезной проблемой для многих стран. И в России эта проблема не менее актуальна, чем, к примеру, в США, где, по данным экспертов, фармкомпании ежегодно тратят на одного врача порядка 13 тыс. долларов, а в целом на стимулирование продаж лекарственной продукции — более 15 млрд. долларов. А поскольку производители лекарств, во-первых, работают персонально, а во-вторых, не только с врачами, но и с провизорами, человек, желающий приобрести лекарство, оказывается в ситуации, когда и в больнице, и в аптеке его, по сути, понуждают покупать определенные “простимулированные” лекарства. И чаще всего такой человек даже не представляет, какие компании в этот момент сошлись в схватке за его выбор и, соответственно, его кошелек. В нашей жизни совершенно стандартна ситуация, при которой врач выписывает пациенту одно лекарство, а в аптеке ему продают совершенно другое, давая совет, что это лекарство более доступное или эффективное”.  

Это мнение подтверждает и Данилов: “В арсенале фармкомпаний множество самых различных, зачастую не совсем этичных, методов работы с врачебным сообществом — фирменные сувениры, отслеживание выписанных рецептов, регулярные приглашения на “круглые столы” и научные конференции с обязательным фуршетом. На таких мероприятиях о побочных эффектах или противопоказаниях препаратов говорят обычно вскользь. Фармкомпании целенаправленно формируют списки лояльных к их продукции врачей”. По мнению экспертов, можно предположить, что в нашей стране нет ни единой фармкомпании, которая бы не использовала в своей работе неэтичные методы продвижения своей продукции.  

Однако эксперты считают, что воплотить в жизнь благое пожелание Владимира Путина будет, мягко говоря, очень сложно. “Лоббирование никак не отличить от добросовестных рекомендаций врача. Это вопрос исключительно его внутренней этики. Но, как показывает практика, в России огромное количество врачей и провизоров, которые или уже ангажированы медицинскими компаниями, или подвергались влиянию с их стороны. Продажи лекарств на фоне постоянно растущих цен на них продолжают оставаться сверхдоходным бизнесом. Работа с врачами — неотъемлемая часть работы фармкомпаний, и они не откажутся от нее даже под угрозой серьезных санкций со стороны государственных органов”, — считает Данилов. В свою очередь и российские врачи по-прежнему зарабатывают немного, так что отказаться от дополнительных доходов, полезной медицинской литературы или спонсорской поддержки в поездке на международный конгресс им будет достаточно сложно.  

Российский рынок, несмотря на кризис, остается крайне привлекательным для иностранных производителей. “В 2006 году наш фармрынок продемонстрировал серьезный рост в 30% и стал особенно ценным для иностранных инвесторов. С тех пор практически ничего не изменилось, разве что темпы роста выровнялись и приблизились к общемировым плюс 5—10% ежегодно. Зарубежные инвесторы хорошо понимают, что потенциальная емкость нашего рынка очень велика, ведь потребление лекарств в России на душу населения в стоимостном выражении значительно ниже, чем в других странах”, — говорит Иванова.  

…Остается добавить, что самый яркий пример взаимодействия между производителями лекарств и врачами состоялся с участием известной немецкой корпорации, которую оштрафовали более чем на $2,3 млрд. за “стимулирование врачебного сообщества к введению в заблуждение потребителей”. Компания не только приписывала некоторым своим препаратам новые свойства, но и навязывала покупку этих лекарств через врачей, которые прописывали их своим клиентам, нередко без прямой необходимости.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру