— Владимир Федорович, в Москве сегодня запасается кровь очень активно, пожалуй, как никогда за последние 15—20 лет. А в чем проблемы российского донорства, на ваш взгляд?
— Эта проблема давно перестала быть узкоспециальной, медицинской. Сейчас я ее рассматриваю скорее как социальную, имеющую безусловный социально-этический аспект. Да и слово “донор” происходит от латинского donare, что означает “дарить”. Значит, донорство и должно позиционироваться как гражданский долг человека, возможность бескорыстно оказать помощь нуждающемуся. И я бы сказал даже — как обязанность человека делиться кровью, раз он живет в обществе людей.
Однако российская служба крови находится в сложном положении в силу сложившейся социально-экономической обстановки в стране. Годами проверенная система донорства и заготовки крови, которая была выработана в нашей стране, а позже эту систему взяли на вооружение многие страны мира, сейчас в полной мере не функционирует. Количество доноров сократилось. Могу назвать такие цифры: по стране сейчас на тысячу жителей приходится 25 доноров, а необходимо, и так было в советские времена, 40 человек.
— Как вы считаете, платным или безвозмездным должно быть донорство?
— Я бы доноров разделил на три группы: платные, регулярные, которые приходят сдавать кровь по истечении сроков восстановления, и безвозмездные. Последние особенно ценные — это доноры резерва, те, кто приходит на помощь во время экстремальных ситуаций. Например, после терактов в Москве много было доноров, желающих безвозмездно сдать свою кровь для пострадавших. Мы их призываем на станции переливания крови, агитируем по телевидению, радио, в прессе. Есть и еще одна группа доноров — это генетические родственники пострадавших и совпадающие по группе крови.
А что касается денежного эквивалента сдаваемой крови, то в России чаще это делали бесплатно. Во время Великой Отечественной войны, например, в нашей стране проблем нехватки крови вообще не было, кровь сдавали безвозмездно и тыловики, и красноармейцы. В Советском Союзе в годы войны было перелито в 18 раз больше крови, чем в странах-союзниках англо-американской коалиции!
А платное донорство появилось в России в начале 20-х годов прошлого века. Тогда добровольцы и родственники не смогли обеспечить необходимое количество крови, и была введена денежная компенсация на питание за каждую донацию, а также продовольственные пайки.
В настоящее время потребность в донорстве возросла, так как стали делать компоненты крови и препараты. Кровь — это незаменимый продукт, который невозможно повторить в искусственных условиях.
— Многие “платники” высказывают такое мнение, что они лучше следят за своим здоровьем, потому что донорство приносит им доход, который они не хотели бы терять. Причем следят за своим здоровьем постоянно. А бесплатный донор — от случая к случаю: пришел—сдал-ушел. Ваше мнение?
— Я думаю, некорректно говорить о здоровье платных или бесплатных доноров. Любой здравомыслящий человек делает все, чтобы не болеть. А донор (любой!) проходит медобследование. Когда сдает кровь первый раз, заполняет анкету, в которой подписывается, что у него нет ВИЧ, СПИДа, гепатитов и других болезней. После этого он направляется в медкабинет, где сдает анализы крови, ему измеряют давление, гемоглобин. Многие показатели могут выявить болезнь пациента. Так, повышенные лейкоциты говорят о том, что в организме донора, возможно, идет воспаление, тогда к даче крови его не допускают. Раз в год донор обязан предоставить справки о состоянии здоровья, включая флюорографию и другие анализы.
— Но бывают же случаи, когда донор скрывает ту или иную болезнь. Врач ведь не увидит, что у пришедшего, к примеру, нет почки?
— Да, такие бывают. Но скрывают болезни в основном “платники”. Соответственно, после лабораторных исследований данной крови выясняется, что она не годится даже для переработки. Ну тут уж куда деваться, бракуем. Но донор уже занесен в картотеку, так что в следующий раз такой “фокус” не пройдет, и он не будет допущен к даче крови.
— А сколько сегодня платят за донацию?
— За 450 мл эритроцитов на нашей станции Гематологического научного центра — около 900 рублей, на других станциях доходит до 1200. Плазмаферез и тромбоцитаферез — дороже. А, например, в Белоруссии за кроводачу платят 15% от среднемесячной заработной платы. Соответственно, безработные или бездомные эту плату не получают.
— О чем говорит международный опыт в этом смысле? В других странах донорство бесплатное?
— В развитых странах подавляющее большинство доноров — безвозмездные. В США, например, для доноров предусмотрены хорошие льготы. Если донор в Америке попал в больницу и ему необходимо переливание крови, за каждую дозу (а за одно переливание в зависимости от заболевания может потребоваться несколько десятков доз), за него заплатят по 250 долларов. Так было в 1997 году, сейчас больше, наверное.
Кроме того что донорство благородно, оно еще и престижно. Это очень важный социальный аспект, о котором мы говорили. Например, в ресторане, если предприниматель смог нанять работать официантом почетного донора, который всегда надевает свой значок, статус заведения повышается в разы! Это говорит о том, что он здоров, не будет болеть, не будет выключен из трудового процесса. В то же время это говорит и о том, что в заведении соблюдаются эпидемиологические нормы, подается свежая пища и т.д. Почетный донор всегда первым найдет работу: из трех кандидатов предприниматель всегда выберет его.
— В России таких льгот нет. Возможно ли в нашей стране перейти на безвозмездное донорство и в то же время поднять его престиж?
— У нас многие предприятия идут на нарушение законов. Донору в день дачи крови и в любой другой день положены отгулы. По желанию ему обязаны предоставить эти дни, приплюсовав к отпуску. Однако во многих, особенно частных, фирмах это не исполняется.
В то же время и резко “обрубить” — отменить плату за сдачу крови — тоже нельзя. Необходимо вводить новые льготы. Вот бесплатный проезд для почетных доноров отменен везде, только московское правительство оставило эту льготу. А 500 рублей, которые даются безвозмездным донорам на питание, не компенсируют и долю того, что было в советские времена. Необходимо хотя бы вернуться к той системе, которая была до перестройки.
Первым шагом к развитию бесплатного донорства должна стать агитация в рядах молодежи, в студенчестве. Необходимо ребятам разъяснить, что дает безвозмездное донорство, — это здоровье, это льготы, которые очень помогут в будущем. Кроме того, платного донора не представляют к званию почетного, а значит, не будут положены ему и льготы.
Все это нужно делать на государственном уровне. В 1935 году Совнарком издал постановление “О кадрах доноров”, где говорилось, что донорство является “особо полезной общественной функцией”. Безвозмездное донорство получило наиболее интенсивное развитие с 1957 года, когда к этой проблеме Правительство СССР привлекло Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.
Сейчас пропаганда донорства, за исключением Москвы, практически прекращена. В Москве, как и раньше, проводятся дни донора на предприятиях, в институтах и университетах. Это очень важно. Я сам, будучи студентом, сдавал кровь. И нам ничего не компенсировали, в лучшем случае шоколадку с чаем давали. К даче крови в Московском регионе привлекаются и военнослужащие срочной службы, и слушатели военных учебных заведений, и медики из различных медучреждений. А в России, по статистике, 55% офицеров и 26% командиров частей никогда не сдавали кровь.
Пропаганда донорства должна быть направлена на то, чтобы сформировать у населения положительное отношение к этому делу. Разъяснять людям, как нужна их кровь для лечения тяжелобольных, раненых и пострадавших. К сожалению, не всегда призывы сдать кровь исходят от компетентных лиц, а это отпугивает потенциальных доноров.