Закон о ЖКХ отремонтируют

Столичные власти предлагают внести в него ряд поправок

Столичные власти предлагают внести в него ряд поправок
Для Федерального закона о капремонте многоквартирных домов московские власти разработали поправки. Это необходимо сделать в первую очередь для четкого понимания: что конкретно нужно ремонтировать и каким должен быть обновленный дом? О жилищно-коммунальных проблемах и возможных нововведениях мы беседуем с руководителем столичного Департамента капремонта жилья Артуром КЕСКИНОВЫМ.

— Артур Львович, программа капремонта — одна из приоритетных в стране. Какие проблемы выявились в ходе ее выполнения?

— Все, что нужно для москвичей, город старается делать. Мы накопили серьезный опыт в организации и технологии капремонта, разработке проектных решений. Наладили производство современных материалов и оборудования, создали систему обучения специалистов. Но наши коллеги из регионов сталкиваются с конкретными проблемами.

185-й Федеральный закон “О фонде содействия реформированию ЖКХ”, принятый 21 июля 2007 года, безусловно, полезен. Он позволил практически всем регионам начать капремонт. Вместе с тем он неполный. Нужно четко определить: что такое капитальный ремонт и какие работы в него входят? Потому как если по существующему закону какие-то работы не определены, то тратить на их выполнение федеральные деньги нельзя. В этом случае капремонт теряет смысл.

— Приведите примеры.

— Сколько угодно. В Омске нет возможности ремонтировать панельные дома. В них необходимо менять некоторые конструктивные элементы, а Федеральным законом эти работы не предусмотрены. Значит, тратить деньги на замену конструктивных элементов из фонда содействия реформированию ЖКХ нельзя. А башкиры не смогли за счет денег фонда сделать разводку в квартире, потому что по закону батареи в квартирах — не общедомовая собственность, а собственность хозяина. Им пришлось потратить значительное время на получение согласований в разных инстанциях. Но это в принципе неправильно.

— Что вы предлагаете для исключения подобных ситуаций?

— Мы предлагаем поменять подход к капремонту. Чтобы ремонтировать, нужно понимать состояние объекта. Чтобы понимать состояние объекта, нужно понимать, какие элементы объекта входят в зону ответственности государства, города или региона. Нужно составить исчерпывающий перечень мероприятий, на которые можно и нужно выделять деньги в ходе капремонта на местах. Дома после капремонта должны соответствовать одинаковым критериям. Согласитесь, глупо называть капремонтом замену почтовых ящиков и покраску стен в подъездах. Остекление, новая система отопления, установка индивидуальных приборов учета — все это должно быть, раз уж государство тратит серьезные деньги. Важнейший вопрос — энергосбережение. Обязательное условие: дома после капремонта или реконструкции должны отвечать соответствующим параметрам. Если в законе написано, что все дома должны быть оснащены водосчетчиками, значит, их наличие должно быть обязательным условием при сдаче дома.

— С водосчетчиками ясно — москвичи, поняв, что это им выгодно, нередко устанавливают их по своей инициативе. А вот с экономией тепла в квартирах не все так гладко.

— Если мы говорим, что дом должен потреблять определенное количество тепла и при этом не отапливать улицу, давайте посмотрим, какими мерами этого можно достичь. Первое: регулирование подачи тепла на дом. В дом приходит сетевая вода, например, 70—90 градусов тепла. Если на входе есть специальный автоматизированный узел управления, он будет ограничивать поступление лишнего тепла. Как только температура в контуре снижается, узел начинает дополнительно подмешивать горячую воду. Это дает экономию 15—17%. Второе: терморегулятор, который стоит в квартире, позволяет каждому жителю устанавливать такую температуру, какая ему комфортна. Дальше: 17—18% потерь тепла идет из-за старых окон. Что делать? Ставить стеклопакет. И наконец, больше 30% — теплоотдача стен. Значит, надо утеплять стены. Если принять эти меры, получится колоссальная экономия тепла.

— Артур Львович, Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон “Об энергосбережении, о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Как программа капремонта, которую реализуют московские власти, соотносится с требованиями Федерального закона?

— Мы неоднократно говорили, что при капитальном ремонте выполняются все требования по доведению дома до нормативного уровня энергоэффективности, что и установлено Федеральным законом. Помимо мероприятий по утеплению фасадов, замене оконных и балконных блоков производятся работы по установке автоматизированных систем регулирования потребления тепла, энергосберегающих светильников и оснащению индивидуальными приборами учета жилых помещений, находящихся в зоне ответственности города. В настоящее время приборами учета оборудуются квартиры, находящиеся в городской собственности, квартиры, где проживают субсиденты и граждане, пользующиеся льготами.  

— Планируете ли устанавливать индивидуальные счетчики тепла в квартирах?

— Обязательность установки индивидуальных приборов учета тепла жестко установлена в законе об энергоэффективности. Соответственно, данные положения должны быть отражены и в 185-м Федеральном законе. Пока эти изменения не внесены. Индивидуальный учет тепла непосредственно по каждому квартиросъемщику затруднен. Если бы в домах была вертикальная разводка отопления, прибор учета можно было бы поставить в каждую квартиру. А у нас, к сожалению, горизонтальная разводка отопления. Немцы нашли такое решение: они вешают прибор на каждую батарею, и радиодатчик передает данные для подсчета потребления тепла. Можно регулировать тепло за счет окна, а можно — с помощью умного прибора — терморегулятора. В законе написано, что с 2013 года установка индивидуальных приборов учета тепла должна стать обязательной.

— Какой должна быть ответственность компании, которая проводит капитальный ремонт?

— Давайте начнем с ответственности жителей и управляющей компании. Проходит собрание, большинство жильцов принимают решение о проведении капремонта, а незначительная часть жителей дома не согласны. И когда начинаются работы, эта незначительная часть жильцов (несогласных с мнением большинства жителей дома) не пускает в свои квартиры рабочих. Если они не хотят менять окна — это терпимо. Но что делать с коммуникациями, которые проходят через несколько квартир? Их обязательно надо менять в каждой квартире, ведь речь идет о безопасности проживания. Как нам быть в таких случаях? Решать через суд — долго. Значит, нужно начинать капремонт только тогда, когда согласны все до единого жильцы дома.  

— Допустим, единодушное решение принято. И вдруг один из жильцов передумал. Как поступать в таком случае?

— Мы считаем, что в таком случае жилец должен нести ответственность. И, конечно, управляющие компании должны работать. Не я лично должен бегать и уговаривать такого квартиросъемщика, а представители управляющей компании.

— Насколько быстро можно принять поправки к закону?

— Есть два пути. Рассматривать предложения в Москве, готовить законодательную инициативу через Мосгордуму и выносить на федеральное рассмотрение. Это путь, который может занять значительное время. Второй путь, более короткий, — вместе с коллегами, с учетом накопленного опыта и лучшей практики капитального ремонта жилья (и в Москве, и в других регионах), с участием профильных комитетов и экспертных органов Госдумы, Совета Федерации подготовить поправки в 185-й закон и оперативно их принять. Надеюсь, мы найдем понимание на всех уровнях власти и решим эти вопросы в рамках модернизации инфраструктуры, о чем президент страны Дмитрий Медведев говорил в послании Федеральному собранию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру