Владимир Ресин: “В жару с жаром работают созидатели Москвы”

Накануне праздника “МК” поговорил с главой стройкомплекса столицы о настоящем и будущем города

…Субботний маршрут традиционного объезда города незадолго до Дня строителя не был щадящим: Большой театр — Брошевский переулок — Люберецкие поля — префектура Западного округа — Большая Ленинградка — Ленинградское шоссе, 25. Длился объезд полный рабочий день, восемь часов. Я увидел дороги и дома, “народные гаражи”, детские сады и школы, увидел Москву в лесах, несмотря на кризис. С него и началась наша беседа в пути.
Накануне праздника “МК” поговорил с главой стройкомплекса столицы о настоящем и будущем города

тестовый баннер под заглавное изображение

— Владимир Иосифович, строительный комплекс служил локомотивом экономики Москвы в былые кризисы. Сохранил ли он эту роль в нынешних обстоятельствах?


— Мы ощутили удар кризиса, но выстояли сами и помогаем другим. Нам удалось сохранить рабочие места, заводы по производству стройматериалов. Мы сооружаем, как прежде, пять миллионов квадратных метров жилья в год. Решаем насущные социальные задачи. Детских садов построим сорок пять в этом году, а в будущем — 100, как до кризиса.


— Хрущобы сносите?


— Да, по 600, 700, 800 тысяч квадратных метров в год.


— Сколько это пятиэтажных корпусов?


— В одном доме в среднем 5 тысяч квадратных метров. Вот и считайте. Всю программу завершим в 2012 году.


— Владимир Иосифович, как влияет жуткая жара на дела?


— Строители так устроены, что им не привыкать ни к жаре, ни к холоду, вкалываем в любую погоду, а сейчас даже лучше, чем всегда. У Большого театра вы слышали несмолкающий гул машин, температура доходит до сорока градусов, там работают в три смены три тысячи строителей и реставраторов.


— Где сложнее работать — на храме Христа Спасителя или на Большом театре?


— Храм тяжелее был, но там все с первого дня шло под началом Юрия Михайловича. На храме трудились до 5000 человек, все сделали за пять лет. А Большой уже реконструируется 8 лет. Стройка с большим опозданием вошла в колею, сейчас она под контролем Президента России, процессом руководит мэр Москвы. Если бы не допущенные ошибки в проектных решениях, выборе исполнителей, то мы давно бы забыли о реконструкции Большого театра.


— Можно было и здесь управиться за пять лет?


— За четыре года!


— Президент России задумал создать в Москве мировой финансовый центр, российский Уолл-стрит. Как соотносится этот проект с “Москва-Сити”? Или это нечто новое?


— Конечно, “Москва-Сити” будет максимально использовано, но возникнут и другие объекты. Чтобы центр нормально функционировал, Дмитрий Анатольевич обратил наше внимание на то, что надо резко усилить дорожную сеть, инфраструктуру, увеличить ассигнования на эти цели.


— Недавно эстакаду открыли в “Москва-Сити”…


— Да, это часть решаемой нами транспортной задачи.


— Мэр Москвы Лужков недавно сказал, что индустриальное домостроение, изделия ДСК надо поднять на новый уровень. Что под этим подразумевается?


 — Что самое главное, новые здания должны быть экономичными, в них следует закладывать другие нормы энергосбережения, теплосбережения. Если сегодня уходит энергии 250—300 киловатт-часов на квадратный метр в год, то надо свести их постепенно до 25 киловатт-часов. Для этого создан координационный совет во главе с мэром, в него вошли специалисты в разных областях, создана рабочая группа, которую я возглавил. Задача поставлена такая — до конца III квартала рассчитать новые нормы. В IV квартале они будут закладываться во все проекты 2011 года с таким расчетом, чтобы в 2012 году все делать совершенно по другим сберегающим показателям.


— А внешне дома ДСК останутся такими однообразными, как прежде?


— Что касается внешнего вида, то сегодня полным ходом вместе с испанскими архитекторами мы разрабатываем совершенно новую технологию индустриального домостроения, которая в корне отличается от существующей. Эта система настолько гибкая, что позволяет с одних и тех же заводских площадей получать совершенно разные по архитектуре дома, словно выполненные по индивидуальным проектам. Плюс к тому здания будут энергоэкономичными.


— Гигантские ДСК, огромные цехи, прокатные станы, конвейеры останутся как прежде?


— Все они уменьшатся в десятки раз, и высвобожденные площади можно будет использовать для других целей.


— Неужели начнется демонтаж станов?


— Да, на ДСК-7 приступили к этой работе. На cеверо-востоке Москвы нашли очень сложную во всех отношениях площадку, где и “воздушка” и огромные газопроводы громоздятся, где ржавые гаражи и всякие неудобства. Там построим в ближайшие годы 250 тысяч квадратных метров современного жилья в комплексе со всем необходимым для комфортной жизни. Там все будет другое: технологии, изолирующие материалы, столярка…


— Нас ждет революция в индустриальном домостроении?


— Да, и все оборудование произведем в России, в частности в Москве.


— В эти дни много пишут и говорят о Сколкове, где под Москвой задуман наш ответ Силиконовой долине. Будет ли комплекс задействован в этот проекте?


— Пока нас не привлекают к этой работе, но, я думаю, без Москвы и Московской области не обойтись.


— Мэр предложил недавно программу сноса не только пятиэтажек, но и типовых 9—12-этажных зданий...


— Этот проект разработан, он называется “Некомфортное жилье”. Такового примерно 35 миллионов квадратных метров, часть зданий реконструируем, часть капитально отремонтируем, большую часть, порядка 20 миллионов квадратных метров снесем. На их месте можно построить более 50 миллионов квадратных метров новых домов. В ближайшее время приступим к реализации этого проекта.


— По вашим словам, Москва лишилась триллиона рублей Дорожного фонда, которыми прежде располагала до решения федерального центра. Все видят, к чему это привело на дорогах и улицах — в сущности федерального значения. Отменят ли это решение?


— Пока практически изменений нет. Мы тратим на дороги и мосты 56—60 миллиардов рублей при потребности 150—200 миллиардов. Но соответствующее понимание есть со стороны руководства страны. Такая установка Президентом России дана, и сейчас прорабатывается вопрос об увеличении ассигнований Москве на дорожно-мостовое строительство.


— Я видел недавно плакат у памятника Пушкину — “Нет разрушению Пушкинской площади”. Но ее ведь давным-давно разрушили, до войны снесли Страстной монастырь и церковь Дмитрия Солунского, после войны “дом Грибоедова, где сейчас “Известия”, и квартал с аптекой, помянутой в “Евгении Онегине”. На месте квартала разросся Новопушкинский сквер…


— Это все забывают. И когда мы хотим улучшить ситуацию, как это задумано на Пушкинской площади, где машины чадят на холостом ходу в пробках, начинается безудержная критика из политических соображений. Мы нашли взаимопонимание с жителями соседних с площадью домов. Приемлемый для всех вариант, который проработан, позволит осуществить проект.


— А на Тверской Заставе дело сдвинулось с мертвой точки?


— Да, там ведутся подготовительные работы, перекладываются коммуникации, усиливаются фундаменты домов.


— Месяц назад один известный телевизионный журналист по большому секрету шепотом сообщил мне, что не случайно Жириновский по федеральным каналам требовал досрочной отставки Лужкова, а значит, и вашей. Дождется ли он этого?


— Не дождется. Суд и районный, и городской свое слово сказали, и господин Жириновский должен будет за нанесенные оскорбления заплатить.

…От Большого театра машина Ресина промчалась к Крестьянской Заставе, и там, в гуще квартала, предстала в три раза большая, чем обычная, красивая школа. Ее площадь 12 тысяч квадратных метров. Она рассчитана по новым нормативам на 550 учеников. Ее сдают в августе. Сюда переедет из помещения в Сретенском монастыре известная школа с углубленным изучением французского языка, что даст возможность приступить к реставрации старинной обители.


Через час после совещания машина Ресина стремилась к Люберецким полям по автостраде, которой год назад, когда закладывались первые дома, не существовало. А по сторонам новой магистрали поднялись дома и этажерки “народных гаражей”.


— Сколько их будет?


— В этом году завершим 142 гаража, начатые в прошлом году и 133 гаража построим по программе этого года. В сумме получится почти 100 тыс. машиномест.


…В штабе строителей, обосновавшихся здесь надолго, зале, оборудованном большими телеэкранами, я услышал названия многих улиц и увидел, где появляются капитальные гаражи. На их месте стояли тысячи непрезентабельных боксов. Не все владельцы машин хотят с ними расставаться, не у всех есть чем платить за место. И я по этому поводу услышал такой монолог, произнесенный перед чиновниками управ и сотней подрядчиков, взявших за преображение Люберецких полей:


— Надо договариваться с народом. Меньше жлобства с обеих сторон. Давайте принимать решение с человеческим лицом, чтобы можно было в глаза друг другу посмотреть. Надо решить проблему так, чтобы люди были с гаражами, стали собственниками, а Москва избавилась от бардака, боксов, уродующих город.


Объект у нас здесь на десятилетие, свалку уберем, дороги проложим, построим здесь 5 000 000 квадратных метров жилья. Это будет такой же комфортабельный комплекс, как Марьинский парк. Надо имя ему новое придумать, может быть, назвать Люберецким парком...


— Москвичи сюда поедут?


— Дорогу вы видели, есть станция железной дороги. Откроется станция метро в Жулебине, она близко. Обстановка изменилась, на квартиры эконом-класса очередь выстраивается с того момента, как получено разрешение копать котлован. Покупательская способность изменилась, и в Москве и в области хороший инвестиционный климат, надо не терять время, застраивать полигон.


С такой речью обратился “главный прораб Москвы” к сидящим в зале начальникам ДСК, получившим здесь фронт работ. А на вопрос, когда состоятся новоселья, “МК” получил ответ:


— В Люберцах первые дома будем заселять уже в сентябре-октябре.


— Есть два значимых объекта, определявших облик центра, — гостиница “Москва” и гостиница “Россия”. Первая воссоздана, но не открыта, вторая снесена, и что за забором происходит, не видно…


— Гостиницу “Москва” в 2012 году заселим, а в 2011 году закончим строительство.


— Внутри что-то происходит?


— Там полностью идут работы по первой очереди, это подземные стоянки, торговая и офисная часть, в будущем году развернемся в гостинице.


— А магазины на первом этаже откроются, которые все знали?


— Магазины все в работе. До конца года закончим их и отдадим под чистовую отделку. На месте гостиницы “Россия” начались подготовительные работы, сносятся стены концертного зала, определен проект, и я думаю, что в 2012 году мы первую очередь сделаем.


— С реконструкцией Большого театра все ясно. Но Большой зал Московской консерватории дождется реконструкции?


— И там развернуты работы, составлен график, и по нему идет проверка исполнения. Здесь и строим, и реставрируем.


— На удивление быстро реставрирована гостиница “Украина”, одна из сталинских высоток — памятник архитектуры середины ХХ века.


— Она приняла гостей. Очень хорошо все вышло.


— “Восьмое чудо света” — дворец Алексея Михайловича в Коломенском — отделываете?


— Да, во дворце Алексея Михайловича идет отделка помещений, окна украшаются витражами, комнаты заполняются мебелью, иконами — всем, что вызывало восторг видевших эту резиденцию царя иностранцев. Во дворце назначен главным художником Иван Глазунов, сын Ильи Сергеевича. По его эскизам художники расписывают стены. Он дал обещание Юрию Михайловичу в День города показать дворец народу.


…После Люберецких полей час докладывали Ресину, как идут дела, в зале префектуры Западного округа, и каждое сообщение иллюстрировалось картиной стройки на телеэкране.


— Почему вы так часто сюда наведываетесь?


— Бываю здесь периодически, потому что одна из самых крупных строительных площадок находится на территории Западного округа. Часто включаю в маршрут объезда Большую Ленинградку. Со стороны улиц Алабяна и Балтийской под Волоколамским и Ленинградским шоссе и под линией метро прокладывается крупный тоннель, ради того чтобы люди не испытывали неудобств от эстакады.


— Да, глубина и масштабы тоннеля поражают. Большая Ленинградка съедает половину годового бюджета на все дорожно-мостовое строительство в Москве. Оправданны ли такие затраты?


— Конечно, оправданны. Это проект века. После его окончания мы будем иметь прямое движение от Манежной площади до МКАД. Я уверен, расширится дорога и далее к аэродрому. Прокладывается скоростная автострада Москва—Санкт-Петербург в обход Химок, она ускорит путь в “Шереметьево”.

Последняя остановка объезда — жилые дома на Ленинградском шоссе, 25, высотой 40, 30 и 20 этажей. Квартиры в них годами ждали обманутые дольщики. Они бы никогда не получили их, если бы город бросил людей в беде.


— И последний вопрос, Владимир Иосифович. Я вижу, у вас полно забот, вы весь день на ногах в жару, все заботы, графики, доклады, крутые решения, все дела, дела… А что радует накануне Дня строителя?


— То, что сумели сохранить коллективы, обеспечить их работой, миллион человек было в комплексе до кризиса, и сейчас миллион занят делом. Вот это главная радость моя, что люди не пострадали, что они востребованы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру