Три этажа фонда “Екатерина” превратились в энциклопедию московской концептуальной школы 70—80-х годов. Куратору выставки Александре Даниловой, сотруднику Музея изобразительных искусств им. Пушкина, удалось собрать около 300 экспонатов концептуализма.
Первый выход подпольного искусства в свет — выставка проходила на пустыре в Беляеве — разгоняли с помощью бульдозеров в 1974 году. “Бульдозерная выставка легализовала андеграунд, — говорит куратор. — После нее выставки неофициального искусства пошли как грибы после дождя”.
На втором этаже — царство концептуализма и соц-арта. Один зал посвящен новому пониманию пространства картины как территории свободы. Эту идею подхватывают Эрик Булатов и Илья Кабаков. Булатов делает пространство трехмерным, накладывая на радужные пейзажи с голубыми облаками красные решетки или слова. Но по-настоящему концептуальным искусство становится, когда художники отказываются от образов. Они начинают играть со зрителем. Письменным манифестом концептуализма становится работа Комара и Меломеда “Круг. Квадрат. Треугольник”, где художники иронично заявляют, что даже тело человека состоит из этих элементарных геометрических фигур, что уж говорить об остальном. Группа “Коллективные действия” делает концептуальные перформансы. Зачем ехать в лес, чтобы размотать там на несколько километров нитку? Тем не менее эти перформансы стали ключевыми для московской концептуальной школы. Важное место в истории вопроса заняли и перформансы группы “Мухомор”, которые могли, допустим, закопать художника в землю на несколько часов в компании только с блокнотом и ручкой...
Поражает воображение инсталляция Андрея Филиппова, созданная как современный ответ группе “КД”. Он увеличил катушки, которые использовали в своих перформансах художники, до размера кабельных.
Выставку сложно назвать антологией отечественного концептуализма. Многие работы хранятся в частных коллекциях или за границей. Но первый шаг к осмыслению ироничного и интеллектуального течения сделан.