Детский сад с бычьим пузырем

Образ ребенка от Возрождения до наших дней — в Пушкинском музее

160 детей, подростков и юношей поселились в ГМИИ им. Пушкина. Их родители — знаменитые художники Боттичелли, Рубенс, Гойи, Ренуар, Серов, Маковский... Каждый из них создавал своей “детский образ” в зависимости от законов времени и господствующего стиля. Масштабная выставка произведений, приехавших в Москву из разных музеев мира, показывает, какую эволюцию прошел детский образ в искусстве.

Образ ребенка от Возрождения до наших дней — в Пушкинском музее
Франциско Гойя.

Выставку “Детство. Отрочество. Юность” готовили долго, но кураторам, которых аж четыре, удалось собрать все картины, которые они хотели. На выставке — полотна из почти 20 музеев, включая парижский “д'Орсе”, лондонскую “Галерею Тейт”, испанского Национального музея Прадо, Эрмитажа и Русского музея.

— Нашей задачей было показать как изменятся отношение к ребенку в различные эпохи, — говорит куратор выставки Александра Степина.

Точка отсчета — эпоха Возрождения. В это время художники ассоциировали ребенка с младенцем Иисусом, божественным созданием на руках смертной женщины Марии. Логично, что выставку открывает работа Сандро Боттичелли именно с таким сюжетом. “В это время ребенок осознан как личность, как идеальный человек. А уже в ХVII веке возникает особый тип детского портрета, который подчиняется законам взрослого жанра”, — рассказывает Степина.

Образ ребенка от Возрождения до наших дней — в Пушкинском музее

Образ ребенка от Возрождения до наших дней — в Пушкинском музее

Смотрите фотогалерею по теме

Самое яркое подтверждение ее слов — портрет маленького короля Карла, написанный неизвестным автором в 1630 году. Несмотря на то, что монарху еще нет и года, он царственно восседает на подушке, в одной руке держит погремушку-чесалку для зубов, словно это скипетр, другой гладит миниатюрную собачку. Гениальный Питер Пауль Рубенс детский образ преподносит по-другому. Он написал свою дочь Клару Серену так, словно перед нами маленькая девушка. У девочки на щеках играет румянец, глаза улыбаются, волосы слегка растрепаны... Мальчишки с картины Гойи уже не представляются ангелами. Они забавляются тем, что надувают бычий пузырь.

Постепенно художники приходят к реализму в ХIХ веке. Поникшая нищая девочка-испанка с картины Евграфа Сорокина вынуждена просить милостыню. Ее сосед в обносках, наоборот, улыбается, в руках он держит “первый барыш”.

И наконец, ХХ век, авангард, который разговаривает со зрителем с помощью ярких цветов, нарочито наивных образов. Художник пытается взглянуть на действительность детскими глазами. Поэтому кураторы выставки поместили рядом с полотнами Кандинского, Дюбюффе и Миро детские рисунки. Заключает масштабную экспозицию современный жанр искусства — художественная фотография. Здесь серия специально состаренных снимков Владимира Клавихо-Телепнева, изображающих Алису в Стране чудес, с фотография Льюиса Кэрролла. На снимках можно увидеть прототип героини сказки — юную Элис Плезенс Лидделл.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру