В "Царицыно" наступила бессонница

Открылась выставка, которая ведет зрителя от заката до рассвета

В четырех залах музея-усадьбы “Царицыно” наступила ночь. Здесь бронзовые скульптуры, отсылающие к полночным стихам русских поэтов, отбрасывают пугающие и завораживающие тени. Под потолком нависают чарующие фотографии или огоньки, напоминающие светлячков. Слышатся звуки ночных созданий. В такой обстановке живет художник, которого одолевают то ночные гости, то духи и тени, то вдохновение. На выставке “Русская бессонница” побывал корреспондент “МК”.

Открылась выставка, которая ведет зрителя от заката до рассвета

Два масштабных проекта приготовил к лету музей-усадьба “Царицыно”. Первый — “Праздники по-русски” — погружает нас в атмосферу традиционных русских гуляний, застолий и православных обрядов, запечатленных художниками в разное время, от XVII до XX века. Это вполне консервативная выставка, организованная Русским музеем, весьма интересно показывает 125 прославленных и не очень работ. Пройдя по семи праздничным залам зритель попадает в совсем иную обстановку, где таится русская душа. Идея выставки “Русская бессонница”, как ни странно, началась с поэзии.

— Моя бабушка часто не спала по ночам, пила снотворное и читала поэзию. Она умерла в возрасте ста лет. Она часто начинала стих и после первой строчки спрашивала, что дальше, — вспоминает инициатор проекта Мария Копьева, возглавляющая фонд “Арт-линия”. — Я, даже если знала, не продолжала, зато моя младшая сестра тут же подхватывала стих… Несколько лет назад сестра подарила мне сборник стихов. Ах так, подумала я и решила сделать выставку, где главный герой — художник, охваченный бессонницей и поэзией…

Выставка получилась пронзительной. Каждый зал представляет собой одну из фаз ночи. В первом зале — мастерская художника, погруженная в сумерки. Нас встречает “Ночной Ван Гог” скульптора Александра Смирнова-Панфилова со свечками на шляпе. Художник действительно работал в таком виде после заката. Он в окружении своих друзей-полуночников — “Оловянного солдатика” скульптора Сергея Бычкова, тонкого, как струнка, “Персонажа сна” с граблями, созданного Олегом Цхурбаевым… Но главной темой сумеречного зала стала трагедия, случившаяся в мастерской фотографов, участвующих в проекте. В декабре прошлого года, когда работа над проектом была в самом разгаре, в фотомастерской прорвало ржавую трубу с горячей водой. Кипяток затопил помещение на метр, погибло больше трехсот работ. Это случилось в сумерки. Фотографы сохранили что могли. И теперь их эффектные снимки проносятся перед зрителями на двух экранах.

Выставочный проект «Русская бессонница. Сезон первый»

Выставочный проект  «Русская бессонница. Сезон первый»

Смотрите фотогалерею по теме

Во втором зале слышны веселые голоса и негромкая музыка. Это ночные гости “опять не спят. /Может — пьют вино. /Может — так сидят”, выражаясь языком Марины Цветаевой. В центре зала стол, за которым заседают гости — бронзовые скульптуры. Весьма эротичные, кстати: изображают поцелуй, бюст и другие части тела… Скульпторы освещает лампа, сделанная Борисом Черствым. Обычно она висит у него дома и освещает его ночное вдохновение, а сегодня — в музее.

Но ночные гости расходятся, и лирический герой, художник, остается наедине со своими страхами. Третья картина — ужас одиночества — самая пронзительная на выставке. В центре зала огромный светильник в окружении скульптур. Они отбрасывают гигантские тени. Звучат пугающие звуки, упоминали в стихах поэтов — мяуканье кошек, ход часов, капающая вода… Одна из фигур и есть наш художник, он упал на колени, закрыл лицо руками и молится. На ее груди автор скульптуры Сергей Бычков высек эту мольбу… Но часы мук и одиночества не вечны, “фигуры сторонятся, / Я белое утро в лицо узнаю” (Борис Пастернак). В углу последнего зала — яркий свет, исходящий из гигантского куба, внутри него сделан проход. “Для меня свет — это путь в бесконечность”, — объясняет объект светодизайнер проекта немец Карстен Винкельс. Этот источник света окружен ангелами. Но художник все равно недоволен: “Лишь чувством острой неприязни/К себе — встречаю ранний час”, — писал Давид Самойлов. А Михаил Дронов проиллюстрировал эти строки скульптурой Мастера, задумчиво обхватившего голову, сидя у батареи…

Ощутить ночные творческие муки на себе можно будет в ближайшие три месяца, именно столько продлится выставка. Но это только первый сезон бессонницы. Мария Копьева обещает и второй. Зрителей ждут ночные концерты музыкантов.