На Старый Арбат пришел авангард

“МК” проверил: необычные портреты люди разбирают как горячие пирожки

Глаза в виде кукол? Нос — синий квадрат? А лицо из букв? Никакой психоделики. Это модернистский портрет, исполненный известными современными художниками. Но не для галереи, а для народа. “МК” решил проверить, что будет, если на Старом Арбате появятся другие художники. Не те, что за три тысячи переводят фотку на холст. А те, которые видят все в постмодернистском свете. Как народ принял авангардное искусство и чем ответили на арт-акцию нашей газеты арбатские ремесленники кисти, — в репортаже “МК”.

“МК” проверил: необычные портреты люди разбирают как горячие пирожки
Ольга Татаринцева разложила цвет на звуки.

Почему картины Пикассо и Малевича стоят миллионы на арт-рынке, но до сих пор на улице людям предлагают только посредственные реалистические картинки? Почему арт-эксперименты остаются достоянием избранных? Или народ не готов к встрече лицом к лицу с современным искусством?”МК” решил ответить на эти вопросы и в очередной раз вывести современных художников на улицу. Столкнуть с неподготовленной публикой. И посмотреть, что из этого получится.

Наша арт-команда — шесть художников, которые активно работают на ниве современного искусства, так сказать, широко известные в узких кругах, — Олег и Ольга Татаринцевы, Леха Гарикович, Владимир Потапов, Сергей Катран и Андрей Митинев.

Место действия — Старый Арбат. Время — суббота, полдень. В арсенале художников — не только кисти и краски, еще и фломастеры, и даже белый пластик. Первым делом мчимся в театр им. Вахтангова, где для художников худрук театра уже отложил стульчики, за что ему, Кириллу Кроку, — отдельное спасибо. Акция бесплатная.

Не хотите по-хорошему?

— Вы кто такие? Что делать собрались? — подкатывают к нам два арбатских художника, когда мы только начинаем выставлять стулья аккурат напротив театра Вахтангова.

— Авангардный портрет будем рисовать, а что? Конкуренции боитесь?

— А чего вы у нас клиентов отбиваете! Отойдите-ка отсюда! Не хотите по-хорошему — будет по-плохому! — нападают на нас местные художники. И, выждав небольшую паузу, неожиданно удаляются к своим картинам.

— На Старом Арбате особые законы. Многие выходят сюда работать кистями и красками уже не первый десяток лет. К счастью, лихие 90-е миновали — “крыши” больше нет. Теперь художники платят только за аренду складов, куда на ночь убирают свои стенды. Тем не менее цены выставляют приличные: 1–2 тысячи рублей — портрет с натуры, 2–3 тысячи — по фотографии. А все потому, что клиентов мало. Народ настолько привык к арбатским художникам, что проходит мимо, разглядывая их, как часть архитектуры. Большей популярностью пользуются шаржи, они и дешевле — по 150 рублей, но и те приелись.

На Старый Арбат пришел авангард

На Старый Арбат пришел авангард

Смотрите фотогалерею по теме

— Художественный Арбат разделен на сферы влияния, — рассказала мне за день до нашей акции престарелая художница Любовь Васильевна (имя изменено). — В начале улицы сидят художники из Москвы и Подмосковья (последних больше), в центре — эмигранты с Украины, а ближе к Смоленской — выходцы из других стран СНГ. Зимой многие уезжают на родину, становится легче. Новых людей они не любят, стараются как-нибудь оттеснить, выжить…

А и Б сидели на холсте

Но арт-команду “МК” просто так не выселить. Художники занимают места — у нас, как у Ильфа и Петрова, 12 стульев, половина для художников, половина для моделей.

“Подходи, налетай, модернизм выбирай! “— зазываю народ. И тот откликается. Первый клиент — Джон из Новой Зеландии — явно знает толк в современном искусстве. Садится перед Владимиром Потаповым.

МК ТВ. Художникам с Арбата и не снилось!

Смотрите видео по теме

У молодого художника, который, впрочем, уже успел сделать несколько больших проектов, в том числе и на “Винзаводе”, особая методика. Прежде чем начать творить, он расспрашивает модель: чем живет? Джон скромно рассказывает о музыкальных увлечениях, детях, жене, которая, кстати, наблюдает рядом за процессом… Пока Джон говорит, на мольберте появляются… буквы. На первый взгляд в хаотично разбросанном на листе алфавите логики нет. Но на самом деле в нем кроется шифр.

— Каждая буква несет свой характер и энергетику, а это влияет на ее положение и размер, — поясняет Володя. — Я пытаюсь подобрать ключик к человеку. Для этого завожу разговор, обращаю внимание на внешний вид, настроение. Потом, найдя ключевой момент, вербализую его в буквы, которые компоную на листе.

В общем, к психологу ходить не надо. Можно и художнику исповедаться.

Пельмень желаний

Проходит буквально десять минут — и вокруг художников уже толпа. Народ стоит стеной, очередь занимает. Большое скопление страждущих по искусству — около художника-изобретателя Сергея Катрана. Он не рисует, а лепит. Что именно? Пельмень. Зачем?

— Это портрет ваших желаний — вот разноцветная бумага, выбирай лист, какой понравится, и пиши самое заветное, — объясняет он юной особе, присевшей перед ним. — Так… твоя энергия концентрируется на листе, мы его, как начинку, сминаем — не бойся, мни как следует! — и упаковываем в тесто…

В роли теста у Сережи специальный белый пластик. Вначале он мягкий, как пластилин, но уже через полчаса — твердый как камень. Так что можно через много лет разбить и посмотреть, сбылось загаданное желание или нет.

— Я знаю такую фишку, — подхватывает студент Коля, с горящими глазами наблюдающий за действом. — Главное — верить, и желание сбудется. Здорово художник разыграл известную закономерность.

И Коля, между прочим, прав. Катран, по образованию он химик и биолог, исследует искусство почти научными методами. Идея с пельменем желаний пришла к нему после того, как он сделал метеорит, внутри которого законсервировал человеческие следы. Сделал из того самого пластика, из которого сейчас лепит пельмени. Идея проста, но многолика: содержимое запечатанного предмета обрастает особым таинством. Эта “фишка” эксплуатируется во многих культурах. Вспомнить хотя бы китайское печенье с предсказаниями внутри…

— А вот я не понимаю такое искусство, — вступает в дискуссию пенсионерка Нинель Александровна, в прошлом инженер. — Лучше старые добрые классики вроде Кустодиева.

Но, поразмыслив немного, дама добавляет:

— Наверное, я просто не доросла до современного искусства. Ведь в наше время такого не было.

На Старый Арбат пришел авангард

На Старый Арбат пришел авангард

Смотрите фотогалерею по теме

Хорошо, когда сложившийся человек, воспитанный в иных традициях, может признаться себе, что не все вокруг дураки, а просто художественный процесс не остановить. На самом деле во времена юности этой пенсионерки все было. Только не в СССР — спасибо “железному занавесу”. Марсель Дюшан поставил свой писсуар-фонтан в американском парке еще в 1917 году, чем заслужил себе славу одного из самых влиятельных авторов в истории искусства ХХ века. Энди Уорхол возвел банку супа в ранг искусства в середине века. А наши — Малевич, Кандинский? Они перевели искусство на абстрактный язык в разгар Серебряного века. Тем не менее искусствоведческие познания большинства соотечественников заканчиваются Шишкиным. Но, несмотря на это, акция идет на ура.

Небоскребы судеб

— А можно мне семейное фото? — улыбается юная мама, обнимая сына, и подсаживается к художнику Лехе Гариковичу, знатному арт-юмористу. Но фотографией тут и не пахнет — Леха рисует космически! На бумаге появляются овалы лиц, но в них — ни носа, ни рта. Лицо у него легко превращается в стул. Или в актеров, которые выступают на лице, как на сцене…

— Я пытаюсь не кастрировать себя в искусстве! — объясняет художник. — Я принимаю сигналы из Вселенной. Строю из приходящих ко мне людей эдакие небоскребы судеб. Соединяю их в одни “коробки” и отправляю в долгосрочное плавание… А люди, которых я изобразил, потом встречаются! …

Проверить космическую теорию будет сложно. Но это и неважно — мама с малышом (а также еще десяток прохожих, ставших моделями) довольны и тронуты.

Сосед Лехи — самый громкий и увлеченный художник арт-акции Андрей Митинев. Он призывает вдохновение свистом. Для того имеется специальный свисток, который ему накануне подарил Гарикович. Свистит так, что Арбат аж сотрясается.

На Старый Арбат пришел авангард

На Старый Арбат пришел авангард

Смотрите фотогалерею по теме

— Ты давай тоже свисти! Уверенней! — призывает Андрей свою очередную модель. У Митинева и стар и млад свистят — и серьезный дядька в пиджаке, и малыши, которые еще под стол ходят. Присвистев вдохновение, Андрей принимается за работу — неистово водит фломастером по бумаге. Появляются забавные портреты в духе голубого периода Пикассо — с синеватым лицом.

Хотели авангард? Получите! Митинев в кураже. Курит одну за одной. И даже кидается на колени без отрыва от художественного процесса. Тут и перформанс, и живопись в одном флаконе.

Портрет с отзвуком

Спокойствие царит только у самой титулованной пары арт-акции. Ольга и Олег Татаринцевы — художники со стажем, пишут, погрузившись в себя и модель. Вот что значит школа! Недаром Олег преподает в художественном университете им. Строганова. Очередь к Олегу и Ольге — человек по десять на каждого. Чувствует народ профессионалов.

— Мы начали с авангарда, но приближаемся к минимализму, — на секунду отрывается от работы Олег. Это он о направлении в искусстве, в котором давно работают супруги. Минимализм основан на простоте и единообразии форм. Никакой “кучерявости”, только чистые цвета, ясные и четкие линии.

Однако Ольга пошла дальше — ее портреты звучат. Нет, услышать их нельзя, но можно… увидеть звук.

— Мое лицо — симфония цветов! — рассматривая свой портрет, говорит турист из Анголы на чистом русском (признался, что рос в России).

И неспроста он так решил. Действительно, Ольга использует цвета так, что в них чувствуется ясный ритм. Будто имеешь дело с музыкальной гаммой. Она яркими четкими полосами закрашивает лица своих моделей.

— Я больше привыкла работать с абстрактными формами, а не с портретами. Но насчет звука — это правда, на последних выставках я показывала работы, в которых пыталась с помощью живописи передать форму звука, его линию. Чем ярче цвет — тем выше звук! — отзывается художница.

Тем временем ее муж Олег ищет геометрию в лицах.

— Меня уквадратили! — восклицает подруга нашего ангольского туриста, которую только что закончил писать Татаринцев. Получились квадратные очки, лицо и вообще все сплошь из прямоугольников. Минималистично и со вкусом, критикам бы пришлось по душе. Модели же все как на подбор — улыбаются.

Но есть, конечно, и недовольные. Кто-то проходит мимо и фыркает. Другие смотрят с непониманием. А вот идет художник-бизнесмен Борис Краснов и бросает:

— Что за дрянь? …

Несмотря на разнобой мнений о современном искусстве (а может быть, и благодаря ему), арт-акция “МК” собрала самую большую аудиторию из всех аналогичных акций. И это факт.

* * *

Пока художники-”акционеры” творили авангардные портреты, арбатские “гастарбайтеры кисти” сидели без работы. Переставляли свои стенды, бродили туда-сюда — не помогло, клиентов не прибавилось. Но и после окончания нашей акции к ним люди не особо-то побежали.

Так, может, и вам пора начать экспериментировать, господа живописцы Арбата, перестать считать народ за толпу невежд и предложить людям что-то новое?