Пепел и алмаз

Теленеделя с Александром Мельманом

Эх, если бы в кино сразу показали полную версию «Высоцкого», как сейчас на Первом. Если бы у сериала «Пепел» («Россия») был бы другой режиссер, а еще лучше сценарист, вот тогда бы… Но в борьбе главных ТВ-конкурентов, как известно, не бывает сослагательного наклонения. Только здесь и сейчас. На войне как на войне.

Теленеделя с Александром Мельманом

В бой брошены главные силы генерального штаба. «Пепел» против «Высоцкого», Машков и Миронов против Высоцкого. Но куда им до Высоцкого.

Замечательные русские артисты. Фильм с их участием пиарили месяца три, не меньше. «Скоро» — шло в межпрограммке. И вот это «скоро» настало.

Ну не может один режиссер Урсуляк объяснить каждому встречному и поперечному, как надо снимать про 40-е с их энкавэдэшниками и ворами в законе и про Сталинград. Урсуляка на всех просто не хватит, поэтому снимают другие. Уж как могут. Замечательные артисты Машков с Мироновым, а вокруг них целая россыпь: Хаматова, Гармаш, Розанова, Мамонов, Гостюхин… «Как они могли на это согласиться?!» — кричал в редакции мой эмоциональный коллега. Действительно, как?

Только за деньги? Но в фильме этих денег никак не обнаруживаешь, все как-то очень дешево, скупо и сердито. Откликнулись на предложение хорошего режиссера Перельмана? Возможно, только Перельман никогда ничего подобного еще не снимал.

А сценаристы кто? Первым номером значится некто Эдуард Багиров. Помню, как несколько лет назад увидел разбросанные тут и там по всей Москве плакаты с его романом «Гастарбайтер». «Ну и крыша у этого человека», — подумалось тогда. Никому не известный писатель, и вдруг такое…

Потом Багиров прославился своим интернет-обращением к русским женщинам. Большей мерзости я просто не читал! Ну а затем он, конечно же, стал доверенным лицом тогда еще кандидата в президенты Путина.

Из Машкова и Миронова сделали кукол, роботов. Ни души, ни атмосферы, ни банальной психологии. Фантастическая история без особого смысла, проходной фильм.

А одного Урсуляка на всех точно не хватит. Поэтому снимают другие — всякие и разные.

Сталина на нас нет

Они приходят к Соловецкому камню каждое 30 октября. Для них это день памяти. Просто встают и очень лаконично рассказывают о тех своих родственниках, кто погиб в сталинских лагерях. Потом произносят «вечная им память» и отходят.

Эти люди еще есть, еще живы. Они разбросаны по всему бывшему СССР: в Казахстане, в Чечне, в Белоруссии… Они помнят, они не предают. Много их? Совсем нет, подавляющее меньшинство.

Канал «Культура» показал неформатный док. фильм «Дольше жизни» Дарьи Виолиной и Сергея Павловского. Неформатный потому, что длится он почти полтора часа — абсолютный нонсенс для нашего ТВ. Тема репрессий 37-го актуальна для госканалов (прежде всего ВГТРК) уже не первый год. Практически каждый день на той же «Культуре» показывают фильмы на заданную тему. Зачем? Чувствуют свою ответственность за нас, за поколение? Не хотят дать нам упасть в пропасть, в беспамятство?

Ругать госканалы (прежде всего ВГТРК) сейчас модно, и я с удовольствием это делаю. Но здесь они настолько правы, что просто нет слов. Копают, бьют в одну точку, неустанно, без перерыва. Наверное, считают для себя это миссией.

Но разве «Культура» может изменить мир, улучшить нравы? Никогда в жизни! Делают свое безнадежное дело, но на кого это действует?

Люди, ежегодно выходящие вспоминать своих таких молодых убитых, униженных близких, теперь кажутся маргиналами, оторванными от реальной жизни. Надоевшими тенями из прошлого, с которыми все еще приходится считаться.

Но отечество уже в опасности, брошен лозунг. То есть государство, кормящее нас, оберегающее. Ему так трудно сейчас, а значит, мы должны сплотиться вокруг него, защитить. От всех врагов сразу. А люди подождут, они здесь лишние. Они никому не нужны, только под ногами путаются. И память эта — сопли и слезы, так уже многие считают.

Кажется, еще немного — и государство бросит клич: кто не с нами, тот против нас, ну и — лес рубят, щепки летят, а как же. И народ с величайшим энтузиазмом выполнит этот святой приказ, не сомневайтесь.

Но государство все еще молчит, терпит. «У нас же не 37-й год», — сказал президент, некровожадный вы наш. Только долго ли еще будет длиться эта миролюбивая пауза?

Госканалы стараются. Показывают нам кино, после которого так хочется очистительно плакать. Но на эти фильмы мало кто обращает внимание. Их почти не смотрят. Может, они сегодня просто никому не нужны? Народ к разврату готов.

Явление Гафта

Студия осветилась, лица молодых зрителей просветлели. Почему? Потому что в программе у Сати Спиваковой на «Культуре» произошло явление Артиста народу. Это был Валентин Гафт.

Боже мой, какая радость его лицезреть! А то читаешь в последнее время: вот он попал в одну больницу, в другую, и только истории его болезней. А тут прекрасный Гафт, красавец мужчина говорил, рассуждал о музыке. Читал свои стихи, посвященные дирижеру Светланову. Делился впечатлениями, ощущениями от любимых оперных арий. Размышлял. Светился.

Это счастье на самом деле. Передача помогла увидеть Гафта еще в одном новом качестве — всю его симфоническую, поэтическую сущность.

Мудрый, все понимающий. Вечно сомневающийся в себе, всегда уничтожающий себя, рефлексирующий. Трогательный до боли, нежный, искренний.

«Поплачь о нем, пока… — поет группа «Чайф», — люби его таким, какой он есть». Гафта и так любят, как мало кого. Но как же важно его видеть еще и еще раз, слышать. Чтобы оставалась надежда, чтобы мир не улетел в тартарары.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру