Чему нас научил ЧМ-2018: гордость высшей пробы

Возрастает роль тренера, а симуляции надо лечить хирургическим путем

Чемпионат мира-2018 — лучшее, что случилось с футболом за последнее время. Он произвел на планету ошеломляющее впечатление, оставив в душах и сердцах миллионов неизгладимый след.

Возрастает роль тренера, а симуляции надо лечить хирургическим путем

Начиная с 1982 года мне довелось побывать на многих чемпионатах мира, причем в разных ролях: и простым зрителем, и членом делегации. Есть с чем сравнивать, поверьте. Общался на эту тему, конечно же, со многими людьми футбола, и все они находятся на одной волне.

Даже члены аналитической группы ФИФА, видавшие виды опытнейшие тренеры, испытали нечто вроде шока — приятного, нет вопросов, но заставляющего по-новому взглянуть на некоторые футбольные явления. Шотландский мэтр Энди Роксбург, Карлос Альберто Паррейра, выигравший с Бразилией чемпионат мира-2002, легендарный Бора Милутинович, многие другие друзья и коллеги — у них буквально слов не находилось, чтобы выразить свои эмоции. Восклицание «Super!» и универсальный жест «Victory» — тут и добавить больше нечего.

На заключительном вечере, посвященном окончанию чемпионата мира, на сцену Большого театра вышел президент ФИФА Джанни Инфантино. Говорил недолго, но очень эмоционально, от души. И вдруг в самой концовке: «One, two, three — Рос-си-я!!!». Весь зал скандировал этот простой слоган вслед за Инфантино и никак не мог остановиться. У меня комок к горлу подкатил, честное слово, — так это было мощно, круто, по-настоящему. Не могу даже представить, где, когда и по какому поводу возможно подобное чудо.

Вскоре после чемпионата мира я посетил Международный тренерский конгресс в Дрездене, к которому было приурочено рабочее заседание исполкома Европейского альянса тренерских ассоциаций. И там все началось с поздравлений и аплодисментов в адрес России, хотя чемпионат мира уже две недели как стал частью истории...

Все это говорит о многом. Оценивая невероятный масштаб задач, которые решила Россия, испытываешь гордость самой высшей пробы. В том числе и за нашу сборную, которая выступила на чемпионате мира достойно. Она достигла цели, о которой перед стартом даже в самых смелых мечтах не думалось. И я не о результате, хотя он очень и очень хорош. Я совсем о другом.

Вряд ли, согласитесь, накануне турнира футболисты, тренеры, административный штаб национальной сборной России намеревались всколыхнуть и повернуть лицом к футболу огромную страну — 140 миллионов россиян, от рядового болельщика до президента. Но ведь именно это они в итоге и сделали! Футбол — пусть на время, пусть на недолгое — поднялся на уровень национальной идеи, объединил страну, заставил биться в одном ритме сердца всех россиян.

Позже, когда на ровном месте раскрутилась дискуссия о присвоении ребятам званий заслуженных мастеров спорта, не переставал удивляться: неужели этот небывалой силы порыв, удивительное единение миллионов душ и сердец, состояние чистой радости и небывалой гордости за свою страну не заслуга перед Россией? Лично у меня нет никаких сомнений в том, что это было справедливое и очень своевременное решение.

Что же касается результата, то, как и многие, испытываю двоякое чувство, ибо аппетит приходит во время еды. Хорватам, будущим финалистам чемпионата мира, мы проиграли в серии пенальти. Иными словами, будь судьба к сборной России чуть благосклоннее, мы попали бы в полуфинале на Англию, которая подошла к решающему отрезку опустошенной. Ни секунды не сомневаюсь в том, что англичанам на том кураже, который поймала команда, мы дали бы настоящий бой, и большой вопрос, кто считался бы в этом несостоявшемся матчем фаворитом.

Но история, как хорошо известно, не терпит сослагательного наклонения, поэтому остается просто констатировать: все, кто принимал участие в подготовке сборной, проделали отличную работу. Создали боеспособный коллектив, по максимуму его мотивировали, грамотно использовали тактические возможности, вывели на оптимальный уровень физической готовности — сборная России смотрелась на чемпионате мира очень прилично.

Более глубокий и детальный анализ еще впереди, но, например, сравнительный анализ скорости атакующих действий участников чемпионата показывает, что сборная России по этому важному показателю одна из лучших в мире. Когда такое было?

Одна из ключевых тенденций турнира, на мой взгляд, — возрастающая роль тренера. Она, эта тенденция, проявилась как никогда ярко, примеров не счесть, причем самого разного свойства — и со знаком плюс, и со знаком минус.

Многие сборные, не обладающие, казалось бы, высоким потенциалом, но ведомые твердой рукой, показывали стабильно качественный футбол. Например, Мексика (Хуан Карлос Осорио), Швеция (Янне Андерcсон) Япония (Акира Нисино), Корея (Син Тхэ Ён), Дания (Оге Харейде), Россия (Станислав Черчесов) — чисто тренерские команды.

И наоборот: сборные, составленные из выдающихся мастеров, останавливались на полпути в том числе из-за тренерских ошибок. Достаточно вспомнить полностью разбалансированные команды Германии (Йоахим Лёв) и Аргентины (Хорхе Сампаоли). Или, скажем, Испанию, которая попала в нестандартную, но очень показательную ситуацию: увольнение Хулена Лопетеги, случившееся буквально за пару дней до старта, раскололо команду, и собрать волю в кулак ей было уже не суждено.

В этом же ряду бразильцы и их главный тренер Тите. Видимо, он попал в зависимость от обстоятельств и людей, такое в футболе случается. Сложно понять, по каким параметрам Тите определял уровень своих футболистов, если игроки, выходившие на замену, были очевидно сильнее тех, кто попадал в основу.

Сложно понять и неограниченно слепую веру в Неймара, который нередко путал сборной Бразилии карты. «Показательные выступления» Неймара, к сожалению, тоже стали заметным трендом. Статистики не поленились подсчитать, что звездный форвард сборной Бразилии провел лежа на газоне 14 минут из 450 сыгранных. Невероятное «достижение»!

Все эти неймаровские концерты подталкивают, на мой взгляд, к выработке радикальных мер. Получил по пяткам, упал, играть не можешь — ну что ж, вот тебе как минимум пять минут на медицинскую помощь, будь любезен на этот срок покинуть поле. Или подумай, так ли тебе плохо, чтобы оставлять команду в меньшинстве.

Полагаю, это один из тех принципиально важных вопросов, решением которых ФИФА будет в ближайшее время плотно заниматься. Проблема симуляции становится все более и более актуальной, и лечить ее нужно хирургическим путем.

И уж если речь зашла о новшествах — пара слов о системе Video Assistant Referee. Анализ, представленный специалистами на Международном тренерском конгрессе в Дрездене, показал, что уменьшение числа судейских ошибок налицо. С цифрами не поспоришь, с фактами тоже: VAR — прогрессивное нововведение. Другое дело, что стоит четко определить критерии ее применения.

В сфере действия системы — три базовых момента: взятие ворот, офсайд, пенальти. По первому все вроде бы понятно: пересек мяч линию ворот или нет — решение о просмотре принять чаще всего несложно.

Что касается пенальти, то, с моей точки зрения, нужно свистеть любое нарушение, а уж каким будет вердикт после просмотра — вопрос иного порядка. С офсайдом все ровно наоборот: чем меньше остановок, тем лучше, динамику игры лишний раз нарушать не стоит. Не забили по итогам спорного эпизода — нет проблем, играем дальше, забили — свистим «стоп» и смотрим.

Но в том, что системе VAR нужно давать зеленый свет, у меня лично нет никаких сомнений.

Сюжет:

ЧМ-2018

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27755 от 13 августа 2018

Заголовок в газете: Гордость высшей пробы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру